За осла ответишь!

Спектакль «Процесс из-за тени осла» удивил зрителей своей злободневностью


Эта весенняя премьера «нарисовалась» в театральном расписании как-то внезапно. На носу торжества по случаю 100-летия театра, Международный день театра, в работе грандиозный спектакль по пьесе Шекспира... И тут вдруг, как снег на голову, ещё одна премьера - 7 марта, «Процесс из-за тени осла» по пьесе австрийца Дюрренматта. «Может, спектакль приурочен к женскому дню?» - допытывались журналисты на пресс-конференции. «Нет, никакой связи!»- разводил руками режиссёр Павел Цепенюк.

И лишь на премьере, наконец, стало ясно, почему Дюрренматт со своим ослом больше не мог лежать в ящике режиссёрского стола. Эта радиопьеса о нелепой и в то же время закономерной гибели греческого полиса, написанная в 60-е, рассказывает о сегодняшнем дне. Не люблю проводить столь жирные параллели, но мысли о ситуации в Украине, впервые появившиеся у меня в середине первого акта, к финалу оформились окончательно. А «прощупывание почвы» в антракте показало, что такие же ассоциации родились у многих моих знакомых.

«Любовь к родине, говоришь? Хороший идеал! С ним можно делать отличные дела. На патриотах я заработал кучу денег... Вы все говорите об идеалах, но никогда ещё ваши высшие блага не достигались без моего ножа» - вещает на «финишной прямой» спектакля циничный злодей Цифид, герой Михаила Диамента - после чего с особым удовольствием помогает сразу двум противоборствующим сторонам «вершить справедливость»... Разумеется, огнём и мечом.

А начиналось всё так забавно! Зубной врач Струтион, малохольный интеллигент, (одна из самых удачных ролей Алексея Дудко), направляясь в другой город по вызову, берёт напрокат осла. Зной заставляет Струтиона ненадолго прилечь в тени животного. Сопровождающий его погонщик ослов Антракс (Сергей Кирюшкин), неотёсанный бугай, истинный представитель «демоса», не долго думая, требует плату за пользование тенью осла... Разгорается спор, разрешить который может только суд. Ну чем не анекдот? Впрочем, на нешуточный оборот, который может принять дело, с самого начала намекают потрёпанные тоги и следы сажи на лицах. Всё действо построено по принципу «театр в театре»: герои будто разыгрывают сами перед собой некую произошедшую с ними историю, сопровождая каждое своё действие комментариями: «И вот я прихожу домой, вижу её и говорю...» При этом главное лицо находится на сцене, а остальные внимают рассказу из оркестровой ямы. Поминутно звучит колокольчик судьи (Рамиль Азимов) - и всё вместе рождает атмосферу фантасмагорического судебного заседания.

Столь необычная подача была отчасти обусловлена «радийным» предназначением пьесы: она писалась, чтобы быть услышанной, а не увиденной. Но Павел Цепенюк дал ей сценическое воплощение, придумал визуальную сторону, что само по себе является заслугой и в некотором роде прорывом... Ни на секунду не возникало ощущение, что мы присутствуем при каком-то неудачном эксперименте. Несколько абсурдная форма спектакля абсолютно идеально совпадала с его ироничным содержанием.

Цепенюк ещё на пресс-конференции предупреждал, что в пьесе смешное соседствует с серьёзным и трагическим. На самом деле почти весь первый акт был искристо-смешным. Перед нами развернулась целая галерея ярких характеров, написанных двумя-тремя точными штрихами. Вот жена Антракса - забитая, вздрагивающая при каждом его резком движении, отчаянно шепелявящая в силу отсутствия передних зубов. Но как только муж объявил ей, что теперь он - олицетворение Народа, и от его «облико морале» будет зависеть, выиграют они процесс или нет (а на карте ни много ни мало два новых осла) - несчастная матрона мгновенно преобразилась и стала сама замахиваться на мужа. Такой Екатерину Гвоздеву здесь ещё не видели! А вот её подруга - недалёкая греческая «барби» в исполнении Виктории Дроняевой, от которой пускает слюни местный торговец оружием (Родион Баулин), кующий отличные шлемы для какого-то галльского племени (те, кто чуть-чуть знает историю античности, шутку Дюрренматта оценили). Какой же суд без адвокатов? Дмитрий Глухов и Сергей Ургансков воплотили роли двух пустозвонов - простого, для бедного сословия, и привилегированного, для уважаемых людей. Словоблудие и цинизм у обоих на высоте, разница лишь в цене. Вот местная знаменитость - танцовщица, которая каждый вечер выступает для верховного Жреца. Разврат? Ну что вы! Святой старец просто изучает по живой модели творения знаменитых скульпторов! Анастасии Собиной особенно удаются такие немногословные и при этом красноречивые роли. А образ трактирной певички, исполняющей древнегреческий шансон про ослика, был прописан Павлом Цепенюком специально для Татьяны Чуриковой. Какой-то глубокой смысловой нагрузки он не несёт, зато добавляет действу комических красок. Да и просто приятно в очередной раз посмотреть на Чурикову...

Каждый из этих героев, кто из корысти, кто от скуки, кто из любопытства, кто по глупости, выполнит в истории свою функцию. И, щедро смазанная сплетнями, закрутится машина общественного мнения и общественного недовольства. Сколько противоречий и взаимных претензий веками копится в социуме без возможности выплеснуться. Но попробуйте дать повод - молчать не станет никто. Граждане, недовольные засильем лягушек, брошенные невесты, битые жёны, религиозные фанатики, защитники прав животных, предприниматели, ксенофобы - все ухватились за возможность выплеснуть накопившееся на судебных заседаниях, митингах и демонстрациях. Никто уже и не помнил, из-за чего начался весь сыр-бор. В самом деле, так ли важно, за что ты борешься? Куда интересней, против чего...

Забавно было ровно до тех пор, пока Антракс не продал в рабство свою жену, чтобы расплатиться с адвокатом. Эта сцена прощания, сыгранная Гвоздевой и Кирюшкиным весьма сильно, словно проводит черту, за которой человек теряет своё «я», становится просто пешкой в чужой игре..

Было бы нечестно переворачивать все карты, впрочем, и так понятно, что ничем хорошим эта заварушка закончится не могла. Так и вышло. Всё закипело, закруглилось, композиция закольцевалась, и сразу стали понятны и грязные тоги и некоторые другие детали, которые на протяжении пьесы приходилось воспринимать как данность.

Единственным недостатком спектакля я бы назвала некое «провисание» напряжения в середине второго акта. Возможно, это связано с сокращениями, которые пришлось вносить в пьесу, а может, сказалось волнение премьеры и кто-то из актёров спонтанно «сократил» роль... В связи с этим лично мне было бы интересно побывать на втором показе, который состоится 29 марта...

Ах да! Кажется, я ничего не сказала про ключевую фигуру осла, вокруг которой накануне премьеры сгустилась тень интриги. «Осёл будет, а каким - секрет!» - объявил тогда режиссёр... Помнится, мы с коллегами чуть не заключили пари. Кто-то верил, что на сцене появится настоящее вьючное, другие предполагали, что, скорей всего, это будет ряженый актёр. Все оказались неправы. Режиссёр решил «ослиный» вопрос в совершенно неожиданном ключе. Заинтриговала? Захотелось в театр? Хорошо, потому что на пьесу Дюрренматта стоит сходить хоть раз, и, по правде говоря, совсем не из-за осла.

 

 

 

13 марта 2015



Социальные комментарии Cackle
«Что сердцу дорого»
Тина Димова
На Выберу.ру можно легко и быстро подобрать кредит на автомобиль под низкий процент. Подскажем, где взять автокредит без проблем.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ

© Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты © 2023 Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ»». Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми средствами без официального разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ». Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС1-50787 от 24 февраля 2005 года. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).