В День театра Цепенюк стал отцом близнецов

А ещё едва не лишился головы. И всё это - в искромётном спектакле по пьесе Шекспира...


В это сложно поверить, но пьеса Уильяма Шекспира «Комедия ошибок» увидела свет и была поставлена на сцене более 420 лет назад. Тогда имя её автора ещё не было синонимом величайших достижений человечества в литературе, символом дара, не меркнущего в веках... На Руси в то время правил Фёдор Иоаннович, а серпуховские князья всё еще отражали набеги коварных соседей с Востока... И ровно 320 лет оставалось до тех пор, пока в Серпухове, на углу улицы Фабричной и Кишкинского переулка (сегодня - Чехова и Театральной) было открыто здание театра. А в минувшую пятницу столетие серпуховского дома Мельпомены отмечали премьерой нового спектакля - шекспировской «Комедии ошибок».

 

 

Завзятые театралы могли заметить, что в этот вечер в театре собралась особенная публика. Едва ли на какой-либо премьере можно было лицезреть столько представителей администрации, руководителей ведомств и директоров предприятий сразу. Кто-то, например, экс-заместитель главы города, а ныне директор ТРК «Б-Класс» Валентина Мантуло, поддерживает тёплые отношения с театром давно. Кто-то по случаю столь знаменательной даты пришёл сюда впервые. Как говорится, положение обязывает. Одной из главных светских тем вечера стало появление в зале главы города Павла Залесова, да ещё и с супругой. Залесов, мягко говоря, нечастый гость на культурных мероприятиях, но событие такого масштаба не смог проигнорировать и он.

Пока спектакль не начался публика с увлечением обсуждала необъятные букеты и коробки с подарками, которые вносили в театр. Больше всего «ахов» собрал огромный торт, искусно имитирующий... здание театра. Его актёрам и руководству преподнес один из спонсоров - завод «Серпуховхлеб».

 

 

По случаю юбилея в фойе была открыта выставка, позволяющая проследить вековую историю театра, и особенно - её новейший этап. Афиши, программки и фото из спектаклей, поставленных за последние почти десять сезонов, вызывали огромный интерес у собравшихся... Те, кто не успел подготовиться заранее, покупали прямо в фойе розы и хризантемы, дамы вальяжно «выгуливали» вечерние туалеты, порой весьма экстравагантные, а заодно и «костюмированных» по случаю мужчин, группы фотографировались на фоне элементов декораций...

Словом, всё было очень торжественно и светски. Оставался лишь один повод для волнения - предстоящий спектакль. Не то чтобы профессионализм нашей труппы и режиссёра Павла Цепенюка вызывал сомнения, нет... Они не раз доказали, что могут очень и очень многое в жанровом диапазоне от водевиля до психологической драмы. Но тут - Шекспир, явление уникальное, с какой стороны ни взгляни. Один язык чего стоит, любой монолог, любой диалог - как вышивка драгоценными камнями. Шекспир так давно и прочно стоит на пьедестале, что подступившегося к нему трудно упрекнуть в недостатке смелости, а может - хорошей творческой наглости, которая позволяет говорить на «ты» с любым гением прошлого.

 

 

«Комедию ошибок» у нас хотели ставить ещё в 2010-м. Но тут в театре начались навязанные сверху кадровые перестановки, на смену Павлу Цепенюку пришел «звёздный» худрук Юрий Васильев, и репетиции пришлось «свернуть». И вот срок настал - к столетию театра и совпавшему с ним Международному дню театра мы, цитируя известный фильм, «замахнулись на Уильяма нашего Шекспира»!

Первые несколько секунд после раскрытия занавеса ощущается легкое разочарование. Каждый, имеющий представление о пьесе, уже успел нафантазировать себе солнечную Италию времён Возрождения с фонтанами, каналами, балконами и гирляндами цветов, поэтому минималистичное решение декораций несколько обескураживает. Сердце жаждало чуда, а получило разноцветные полотнища атласной ткани, спускающиеся с вышины, да пару канделябров. Но вот появляются герои в изумительных, надо сказать, костюмах, начинает сплетаться сюжет - и ты понимаешь, что больше декораций и не надо. Избыток визуальных подробностей в этом случае граничил бы с безвкусицей, отвлекал от главного - роскошного текста и тонкой режиссёрской иронии, с которой этот текст был интерпретирован. С первых сцен становится понятно: с Шекспира не стали сдувать пылинки, превращая его тем самым в памятник драматургии. С ним обошлись в хорошем смысле слова по-свойски - дружественно, умело, легко. Все «длинноты» текста, все излишне мелодраматические монологи, свойственные театру Возрождения, подсветили мягким юмором. А так как Шекспир и сам был ого-го какой шутник, вышло это очень естественно. Например, во время огромного монолога главного героя Эгеона, повествующего о страшном кораблекрушении, разлучившем его с одним из сыновей-близнецов и женой, сердобольные женщины из толпы выносят страдальцу то пирожок, то бутылочку вина. В итоге Эгеон завершает свой полный драматизма рассказ за обильным столом, жуя куриное крыло... И всё это происходит в присутствии палача, так как Эгеон приговорён к смертной казни за нарушение местных законов... Кстати, в роли Эгеона публика имела удовольствие видеть самого Павла Цепенюка.

 

 

Раз уж мы перешли к актёрам, нельзя не отметить на редкость удачную расстановку сил в спектакле. Те, кто читал пьесу или видел аннотацию, знают, что в «Комедии ошибок» есть одна «фишка», очень привлекательная для зрителя и очень трудоёмкая для постановщика и актёров. Это главные герои - две пары близнецов: близнецы-господа и близнецы-слуги, волею судьбы разлучённые в младенчестве и нечаянно поменявшиеся местами спустя 25 лет. Как воплотить сие на сцене? Можно, конечно, вдохновившись телепроектом «Один-в-один», нанести на лица четырёх актёров тонны грима. В гортеатре, к счастью, пошли другим путём. Роли обоих господ - великосветского утончённого философа и разбитного рубаки-забияки - исполняет Сергей Кирюшкин. Исполняет, как всегда, филигранно - собственно, поклонники иного от него и не ждали. Надеюсь, Сергей не обидится, если я скажу, что большим удивлением лично для меня стал его «напарник» по сцене Дмитрий Глухов, сыгравший роли двух слуг. Оба амплуа - галантного балагура и забитого мужлана - поддались Сергею безоговорочно, в каждой сцене он был абсолютно органичен. По моим ощущениям в этот вечер Дмитрий сыграл одну из лучших своих ролей. Точней, сразу две роли!

 

 

Великолепна - иного слова не подберёшь - была Татьяна Чурикова в роли любящей и ревнивой жены. Один из пафосных монологов о супружеской неверности, по воле постановщика, её героиня произносит в состоянии сильного подпития. Такие сцены - экзамен для любого актёра, даже очень опытного. Не зря говорят, что сыграть пьяного - это высший пилотаж. А если пьяный изъясняется пятистопным ямбом? «Хмельная» Татьяна не без поддержки Сергея Кирюшкина заставила хохотать весь зал, а в других сценах искренность и уязвимость её героини вызывали умиление и сочувствие. Это успех. Очень тепло, почти восторженно, публика встречала эпизодических персонажей: придурковатого целителя (Алексей Дудко), решительную кухарку (Надежда Щербакова), напротив, нерешительного судебного пристава (Родион Баулин)...

 

 

Что же всё похвала да похвала? - спросите вы. - Неужели не за что покритиковать? Повод для критики можно найти всегда, если этого хочешь. Например, на этот раз у некоторых актёров систематически вылетал из головы текст. Всё бы ничего, если б герой изъяснялся прозой, но когда в ходу белый стих, выйти из положения проблематично. Огрехи такого рода были заметны, но, во-первых, они свойственны любой премьере, а во-вторых, гораздо важней общее впечатление, которое оставляет спектакль. И в случае с «Комедией ошибок» «послевкусие» было гармоничным, приятным, освежающим.

Два с половиной часа пролетели стремительно - и вот уже зал стоя аплодирует уставшим, но, очевидно, довольным, артистам. К сцене выстроилась очередь из желающих вручить цветы. Немного официальных речей, поздравления от директора театра Игоря Шестуна и мэра, - и нарядная толпа устремляется в гардероб, затем на улицу. Идёшь от театра к остановке, обгоняешь группки «попутчиков» и невольно подслушиваешь разговоры: кто из актёров больше понравился, что повеселило, на что ещё надо сходить... Это так жизнеутверждающе - когда люди говорят о театре.

 

 

 

30 марта 2015



Социальные комментарии Cackle
reklama







Яндекс.Метрика

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ

142203, Подмосковье, Серпухов, площадь Князя Владимира Храброго, 88, офис 349
Рекламная служба:
Телефон: 8-4967-37-56-33 | Факс: 8-4967-38-03-10.
e-mail: oka-reklama@mail.ru

© 2015 Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты © 2015 Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ»». Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми средствами без официального разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ». Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС1-50787 от 24 февраля 2005 года. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).