Аккордеон, семки и любовь

В свой праздник гортеатр презентовал спектакль по рассказам Шукшина


Какие люди!

Зал, как обычно в дни премьер, заполнен вплоть до балконов. Тут и там мелькают узнаваемые лица. Вот экс-директор «РАТЕПа» Владимир Байбаков. Какие бы тучи ни сгущались над ним, своё место в партере он не уступит никому. А вот начальник районного управления культуры Ольга Сидоркина - сегодня, кстати, и её профессиональный праздник - День работника культуры. В окружении дам кресло в амфитеатре занял главврач серпуховского роддома и больницы имени Семашко Сергей Пойманов. А директор выставочного центра Валентина Мантуло выбрала компанию известной бизнес-леди Татьяны Залазиной: они обе одеты в светлое и выглядят, как сёстры. Цветы в фойе начали раскупать ещё до антракта, так что зал украшен шапками букетов.

А вид сцены настраивает совсем не на светский лад. Художник-постановщик Анастасия Данилова поколдовала над занавесом и он стал похож на огромное лоскутное одеяло, сшитое из кусков пёстрого ситца. Но вот свет в зале погас и где-то в глубине театра заиграла гармонь. На сцену один за другим стали выходить сельские жители: натруженные тётки, мужички с более или менее пропитыми лицами, озорные девчонки, хитроватые старухи, смурные деды. Виден грим, состаривший знакомые лица, видно, как тщательно подобраны костюмы. Напряжённая минута.

Легко ли играть Шукшина

Стоит ли говорить, как много значили для Шукшина его герои, сколько тепла и мысли он вложил в каждую, даже самую незначительную фигуру... Казалось бы: на таком материале играй - не хочу. Но в том и подвох, что литература и театр располагают разными выразительными инструментами. Писатель рисует героя словами, тщательно отбирая самые нужные, последовательно раскрывая характер. А актёр выходит, как он есть, со всей своей физикой, и ему надо «взять» зрителя сразу, заставить поверить, что он - настоящий. В случае с Шукшиным дело - вообще караул! У него же что ни герой, так артефакт: один раз прочитаешь - и в мозгу навсегда отпечатается. А тут тебе показывают парня на 30 лет моложе - и требуют поверить, что это шукшинский дед. Да чтобы маскарадом и не пахло, чтоб и грязноватая майка, и щетина, и прищур, и все «оканья» и «геканья» - всё было живое и родное.

И знаете что? Им это удалось. Местами - настолько точно, что в зале плакали - от умиления, от жалости, от тоски или от смеха. Сама Валентина Мантуло - человек, повидавший многое - то и дело утирала слёзы платочком.

А начали осторожно - с небольшого рассказа «Забуксовал», помянутого в названии спектакля. Это очень незамысловатая история о том, как работяга Роман Степанович (Михаил Диамент) «забуксовал», впал в ступор, вдумавшись впервые в жизни в слова гоголевской «Птицы-тройки», которую зубрил его сын: «Кто едет-то в тройке? Ведь это ж Чичиков, мошенник!» И как он с этим открытием приставал то к сыну, то к школьному учителю - ещё одному «недобитому романтику», блестяще сыгранному Родионом Баутиным... Пустяк, в сущности. Ни сюжета, ни интриги. Ну, «заело» мужика, потянуло на философию... Но как тонко и интересно всё это сделано. Режиссёр спектакля Павел Цепенюк выбрал нетривиальную подачу: слова автора о себе произносит сам герой. Чтобы «вставки» не резали уши, воспринимались как должное, важна интонация. Зал игру принял. И даже Михаил Диамент с его греческим профилем и чёрными, как угли, глазами под конец будто переродился в коренного сибиряка.

От «гниды» до мечтателя

Вторая история - потяжелее раз в сто. «Билетик на второй сеанс» - рассказик о жизни, прожитой в суете, лжи и рвачестве. В главной роли - великолепный Сергей Кирюшкин. Мы видели его генералом, помещиком, аристократом, криминальным элементом, но старым плутом, разочаровавшимся в жизни, глушащим самогон по углам и выдумывающим, как бы кому покрепче испортить настроение - ни разу. Кажется, для роли Сергей пропустил плановую стрижку и немного похудел. Но намного сложнее то, что он сотворил с собой внутренне. «Гнида» - лучшего определения для героя Кирюшкина не подберёшь, но вот в чём фокус - жалко и его! В зале ощущается почти физически, как корёжит эту неприкаянную душу. Тем поразительнее преображение актёра в простоватого доморощенного естествоиспытателя в хрестоматийном рассказе «Микроскоп».

Изумительная новелла «Сапожки», которая особенно нравится женщинам, заставила смеяться и плакать одновременно. Шутка ли! Купить жене в городе сапожки на каблуках, на всю зарплату, не зная размера! Купить - как в омут с головой прыгнуть: к чёрту пошлёт или к сердцу прижмёт. Метания героя Миши Диамента у витрины, препирательства с хамоватой продавщицей, непонимание и подколы товарищей на автобазе - «Ребят вы слышали, 65 рублей! А на кой они ей!», страх, надежда, потом - реакция жены Клавы (Надежда Щербакова) - шок, восторг, трясущиеся руки, ужас, отчаяние, море нежности. Конечно, нельзя купить любовь за 65 рублей, но заставить заленившееся чувство бурлить и переливаться через край - вполне возможно.

Любви все возрасты...

Вообще, количество любви в отобранных для постановки рассказах Шукшина оказалось зашкаливающим. Заметьте - это отнюдь не всегда любовь к родине, природе или к детям, хоть и без этих святых любовей никуда... Нет, шукшинские старики и старухи любят именно друг друга - то тихо, буднично, то ревностно, со скандалами. Взять хотя бы новеллу «Бессовестная» - о том, как обаятельный вдовец Глухов (Дмитрий Глухов), потерявший в войну троих сыновей, надумал съехаться с тихой богобоязненной старушкой (Анастасия Собина), а свахой позвал свою давнишнюю безответную любовь, а ныне подругу, такую же одинокую, но жёсткую и принципиальную бабку Ольгу Малышеву (Виктория Дроняева). «Глухов чувствовал, что Ольга злится, но на что - не мог понять». Нетрудно догадаться, какое сватовство устроила «молодым» оскорблённая женщина... И это - пожилые люди, а что же было в молодые годы!

- Ой, сейчас поспокойней стало, а раньше любовь такая была, что стяжками, - усмехаясь и лузгая семечки, повествовала героиня Татьяны Чуриковой. - Стяжками - да по окнам разлучнице...

Две деревенских сплетницы-певуньи - Чурикова и Синельникова - в сопровождении аккордеониста, стали ещё одной находкой постановки. Они появлялись на сцене будто невзначай, между историями или по ходу действия, по деревенской традиции здоровались с каждым встречным, горячим шёпотком обсуждали «односельчан» и будто бы равнодушно, по тетрадке, пели песни. Вроде и без них вполне можно обойтись, но будет уже что-то не то, как клумба без цветов. А как прима театра, сопрано Ольга Синельникова лузгает семечки! Думаю, продажи этого русского лакомства в соседних с театром палатках после окончания спектакля резко возросли. Да и в остальном на сцене было «вкусно» - домашнее пиво в большой бутылке, огурчики, лучок, картошечка, мутный «пузырик» самогона и кувшин молока... Вроде и понимаешь, что реквизит, а слюнки текут...

Солёные частушки и сладкий подарок

Три с лишним часа, не считая короткого антракта, пролетели на одном дыхании. В череде сменяющих друг друга образов вспыхивал то один, то другой самоцвет. Удивительно светлым и искренним получился Сашка из «Сельских жителей» - и в этом заслуга молодого актёра Родиона Баулина. И какой-то уж совсем исконной, настоящей до мозга костей показалась старая героиня Екатерины Гвоздевой в новелле «Одни» - спокойная и прижимистая, большая, как сибирская река, родившая 18 детей, 6 схоронившая. А Дмитрий Глухов - её сценический супруг - сначала резал глаза своей вопиющей молодостью, бьющей из-под нарисованных седин, а потом разошёлся, разыгрался, мастерски сбацал на балалайке, да спел парочку таких «солёных» частушек, что зрители поверили Антипу.

В финале хором спели «Одинокую гармонь» - чисто, негромко, без затей - и ушли за свой лоскутный полог, как в другую вселенную. Когда же вновь вышли, уже на поклон, хотелось осыпать цветами каждого. Многие зрители так и делали: развязывали букеты и раздавали розы по одной. Ребята выглядели совершенно, блаженно «выжатыми», а режиссёр Павел Цепенюк - довольным.

Красоту этих минут немного смазала необходимость принимать официальные поздравления от многочисленных друзей театра. Но ничего не попишешь - праздник. Тёплые слова в адрес тружеников сцены и увиденного спектакля произнесли депутаты и представители мэрии, а постоянный зритель, директор «Серпуховхлеба» Владимир Фокин преподнёс труппе большой торт, украшенный изображением театральной маски.

 

ФОТО С ПРЕМЬЕРЫ 

02 апреля 2016



Социальные комментарии Cackle
«Будь готов!»
Тина Димова
burenie







Яндекс.Метрика

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ

142203, Подмосковье, Серпухов, площадь Князя Владимира Храброго, 88, офис 349
Рекламная служба:
Телефон: 8-4967-37-56-33 | Факс: 8-4967-38-03-10.
e-mail: oka-reklama@mail.ru

© 2015 Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты © 2015 Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ»». Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми средствами без официального разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ». Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС1-50787 от 24 февраля 2005 года. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).