Педагоги учили друг друга

В Липицкой школе собрались несколько сотен учителей, чтобы выяснить, какие эксперименты с детьми самые удачные


Очередное масштабное событие на днях потрясло школу в Липицах - образовательное учреждение принимало Региональный фестиваль педагогических идей. Вопрос напрашивается сам собой: почему именно эта сельская школа не в первый раз становится площадкой для мероприятий и образовательных экспериментов иногда даже федерального уровня? Всё просто: здесь уже давно нашли ответ на самую трудную загадку для всех педагогов: что нужно для того, чтобы школьники слушали учителя с открытыми ртами, а от густого «леса» детских рук у преподавателей разбегались глаза. Этим секретом и делилась Липицкая школа с учителями из различных уголков Подмосковья.

«Преподавателям начальной школы сложнее...»

Гостей фестиваля педагогических идей школа приняла во второй раз. Такого количества взрослых, да ещё и профессиональных преподавателей, в этих стенах увидишь нечасто: приехали 200 человек. Педагоги из Мытищ, Климовска, Чехова, Подольска, Балашихи, Клина, Серпухова, Протвина, Пущина и даже Тульской области собрались в этот день в Липицах.

Тема, которую подняли на мероприятии, как нельзя, актуальна: преемственность дошкольного, начального и основного общего образования.

Задача непростая, помочь адаптироваться ребёнку в самые сложные моменты его социальной жизни. Трудных порогов, которые преодолевал когда-либо и каждый из нас, в действительно немало: переход из детского сада в начальную школу, из четвёртого в пятый класс и поступление в десятый. Как сделать эти периоды безболезненными, обсудили на фестивале.

- Самое главное, что делают педагоги в нашей школе, посещают уроки других учителей, чьи воспитанники, повзрослев, скоро окажутся за партами на их занятиях, - поясняет особенности работы директор Липицкой школы Тамара Туфекчи. - Сложнее в этом плане приходится преподавателям начальной школы. Им необходимо покидать родные стены, чтобы поближе познакомиться со своими будущими учениками. Они посещают детский сад «Колосок», где наблюдают за основными приёмами коммуникации с детьми. Когда ребёнок приходит первый раз в школу, для него это настоящий стресс. Недаром программа предусматривает десять адаптационных дней, когда школьника просто знакомят с новым местом, учителем, одноклассниками и учебным процессом. Когда преподаватель встречает первоклассников, очень важно сохранить особенности игровой формы обучения. Всё, что они познавали в детском саду, происходило через игру. Задача учителя - не потерять эту ниточку. Тоже самое и с другими переходными моментами в жизни школьников, только там уже другая специфика. Но смысл тот же: чтобы оставалась мотивация к знаниям, необходима преемственность.

 

 

Новая тема глазами Базарова

На фестивале, который длился в буквальном смысле полдня, с девяти утра до трёх часов, нужно было успеть многое.

В творческих мастерских, которые открывали мероприятие, педагоги учились работать руками. Воспитатели детсадов с удовольствием делились опытом, как удивлять детей, со своими старшими коллегами.

На торжественном открытии выступила начальник управления образования Серпуховского района Марина Дудорис. После напутственных слов работа в школе закипела. Педагогическим опытом работы по преемственности поделилась О.В.Кабанова , директор МОУ «Данковская СОШ» и Семина Н.С., директор МОУ «Туровская СОШ». С интересом выслушали педагоги современные научные подходы, предложенные Богатыревой С.Г., старшего

преподавателя кафедры начального образования Академии Социального управления.

Более 70 мастер-классов предлагалось посетить гостям и участникам фестиваля. Побывать на всех было невозможно - каждый выбирал то, что интереснее и перспективнее для него.

Учителя Липицкой школы провели семь лекций и мастер-классов. Все они собрали много любопытных «ушей» и «глаз». Одним из самых ярких мастер-классов оказался «Технология развития критического мышления на уроках русского языка».

Учитель русского языка и литературы Елена Медведева пояснила, что это такое и как это применять на практике.

- Задача проста - не давать знания в готовом виде, а путём различных наблюдений, осмыслений, - рассказывает Елена Владимировна. - Дети сами должны приходить к определённым выводам. В литературе есть наглядный пример. В 10 классе мы изучаем роман «Отцы и дети», в котором один из героев Евгений Базаров ничего не принимает на веру. Ему нужно самому всё увидеть, пощупать, проанализировать и сделать выводы. Практически то же самое я и предлагаю нашим детям.

Элементы этой технологии применяю давно, но полноценно познакомиться с ней и научиться ею пользоваться мне удалось после мастер-класса, который проводила в нашей школе кандидат педагогических наук Светлана Усова.

Вот пример, как работать с этим на уроках литературы. Я говорю ребятам: «Лев Толстой. Какие ассоциации у вас вызывает этот писатель?». Ответы разные: мыслитель, «Война и мир», ясная Поляна, зелёная палочка. Это стадия вызова, чтобы активизировать мыслительную деятельность.

Потом подключаем такой тип работы, как кластер, словечко сегодня в моде. Что собой представляет этот способ? Мы пишем в центре листа имя писателя, и как виноград на кисточку нанизываем всё, что вспоминаем про него, вписывая знакомую информацию в блоки вокруг имени. Тем самым снова предлагая детям подумать самим.

Второй этап урока называется осмысление. Здесь я применяю методику с ещё одним современным названием «инсерт». Говоря простым языком, это чтение с пометками. Перед учениками уже лежит готовая статья о Льве Толстом, и они карандашами отмечают то, что знали, о чём просто догадывались, и что нового удалось узнать. На заключительном этапе, рефлексии, ребята пишут творческую работу, которая обобщает полученные знания.

 

 

 Не дать детям свободу

Ещё одна интересная технология, о которой Липицкая школа знает, пожалуй, всё - работа в группах.

Общение необходимо ученикам. Адаптивная технология, которую уже давно применяют здешние педагоги, помогает детям получать знания в процессе коммуникации. Работу с тогда ещё совсем новой методикой образовательного процесса начали в Липицах ещё в прошлом столетии. В 1997 году учебное заведение стало экспериментальной площадкой по теме «создание адаптивной образовательной среды» под руководством кандидата педагогических наук Николая Капустина.

- Мы очень хорошо изучили эту методику, когда у нас преподавал Николай Капустин, - поясняет заместитель директора по учебной части Наталья Кытманова. - Он учил работать с детьми в парах, группах. Когда учитель просто читает лекцию, это неинтересно, дети отвлекаются, а такой коммуникативный приём позволяет им самим искать информацию, вовлекаться в образовательный процесс.

Тем более, часто случается, что в одиночку школьнику отвечать боязно. Он вроде бы знает ответ, но не уверен. А когда все посовещаются в группе, ребёнок убеждается, что он мыслит правильно. Притом выступить от группы может не только сильный ученик, дети помогут подготовить и слабого. А когда мысль проговорена вслух, она закрепляется.

К сожалению, некоторые педагоги проводят работу в парах исключительно ради формы. А нужно задавать вопрос: для чего ты это делаешь? Это нужно, чтобы сформулировать мысль внутреннюю в мысль внешнюю, только тогда она превратится в знания.

Многие противились эксперименту. Конечно, проще прийти на урок, отчитать лекцию, дать домашнее задание, а потом всё это проверить. К занятиям по группам нужно готовиться долго и тщательно.

Применение новой технологии сразу дало отличные результаты, благополучно сказалось на успеваемости учеников. За два года в школе количество хорошистов и отличников увеличилось с 28% до 45%.

С 2011 года задача работать с адаптивной технологией стала частью ФГОСов.

Однако овладеть новой методикой не так-то просто. Главное - не превратить занятия в абсолютную свободу.

Не бояться экспериментировать

Неужели это и вправду возможно, увидеть собственными глазами такой нестандартный урок? Отправляемся на экскурсию по кабинетам Липицкой школы...

Сначала попадаем на урок русского языка к второклассникам.

- Сейчас будем работать в группах, - говорит учитель.

Дети мигом образуют несколько организованных кучек. При этом никто не толкается и не шумит.

Педагог читает стихотворение. Задача учеников - найти ошибки в выделенных словах.

Вот с заданием справилась первая группа - дети, дружно сцепив руки и задрав их вверх, сигналят о готовности всей команды. Преподаватель ждёт, когда все справятся с заданием. Наконец отвечают те, кто оказался быстрее всех.

- Остальные согласны? - интересуется учитель.

Дети снова молча сигналят кулачками с поднятыми вверх большими пальцами, демонстрируя жест лайка.

Тоже самое наблюдаем и в классах постарше, только здесь уже всё по-взрослому: игровые моменты сведены к минимуму.

На вопрос «Почему сельская школа заслужила такое пристальное внимание и стала площадкой для масштабных мероприятий и экспериментов?» теперь есть чёткий ответ.

Здесь не только не бояться экспериментировать, но и умеют это делать, выводя образовательные процесс на высокий уровень. В Липицкой школе дети любят учиться, уроки для них - не скучные лекции, а интересные, интерактивные занятия. Этим могут похвастаться далеко не все.

 

08 апреля 2017



Социальные комментарии Cackle
milena







Яндекс.Метрика

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ

142203, Подмосковье, Серпухов, площадь Князя Владимира Храброго, 88, офис 349
Рекламная служба:
Телефон: 8-4967-37-56-33 | Факс: 8-4967-38-03-10.
e-mail: oka-reklama@mail.ru

© 2015 Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты © 2015 Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ»». Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми средствами без официального разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ». Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС1-50787 от 24 февраля 2005 года. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).