Валерий Долгин: «Думал, проработаю у Леонтьева лет пять»

Известный гитарист из коллектива Валерия Леонтьева приехал в Серпухов к любимому учителю музыки, дал небольшой концерт и рассказал «Оке-инфо», чем его шокировал «одинокий бродяга» и почему он не скучает по русским берёзкам в Майами


Парень с гитарой

 

Прошедшей осенью в ДК «Россия» при полном аншлаге состоялся концерт одного из самых экстравагантных артистов нашей эстрады - Валерия Леонтьева. Одной из ярких составляющих шоу стала виртуозная игра гитариста в запоминающемся кожаном цилиндре. Ему устроили персональную овацию и вручили огромный букет роз. После концерта выяснилось, что столь полюбившийся зрителям музыкант - наш земляк Валерий Долгин. Свои первые шаги на музыкальном поприще он сделал в серпуховских ВИА. Здесь же всего за два года прошёл курс игры на классической гитаре у известного в городе педагога Николая Зябликова. С тех пор утекло немало воды. Долгин стал маститым музыкантом. Вот уже почти 30 лет он играет в коллективе Валерия Леонтьева, параллельно успевает записывать собственные альбомы, сочинять и исполнять музыку к фильмам, в том числе таким известным как «Турецкий гамбит», «Адмирал», «Каникулы строгого режима».

 

 

Последние несколько лет Валерий с супругой Светланой проводят много времени в своей американской квартире в Майами. Но ни океан, ни плотный гастрольный график не помешали Долгину навестить город его юности и любимого учителя Николая Зябликова. В прошлую пятницу он - уже не в первый раз - выступил в ДК «Россия» на концерте гитарной музыки учеников Зябликова. Совершенно бесплатно, из чувства уважения и ностальгии.

Пробиться к Долгину оказалось не так уж просто, но вовсе не из-за звёздных амбиций артиста - этого нет и в помине. Просто на концерт пришли серпуховские друзья-приятели, каждый из которых справедливо претендовал на порцию внимания. Каждые пять минут дверь гримёрки распахивалась и на пороге появлялся убелённый сединами человек с криком: «Ааааа! Валерка!». Долгин кидался навстречу, крепкие мужские объятия перетекали в поток ярких воспоминаний, затем шла обязательная фотосессия на память. Создалось впечатление, что Долгин уезжал из Серпухова всего на пару лет, хотя он отправился в собственное большое плавание четверть века назад.

 

«Я бы стал газоэлектросварщиком»

 

- Валерий, это всё-таки необычно: состоявшийся артист чуть не каждый год навещает своего пожилого учителя...

- Почему вы думаете, что необычно? По-моему, это нормально. Это зависит больше от учителя, нежели от ученика. Я вот знаю много учеников Николая Николаевича, и все они поддерживают связь. Причём именно те, кто чего-то добился. Вот Слава у Стаса Михайлова играет, тоже всегда и звонит, и приезжает на эти концерты. Просто в этот раз он на гастролях. Но позвонил, пожелал удачи. То, что Николай Николаевич устраивает - это большое дело. Он настолько неравнодушный человек. В наше время, когда все только смотрят, где как заработать, делать что-то бесплатно, чтобы люди слушали, интересовались, чтобы дети увлекались - это дорого стоит. Если про меня говорить, то я бы в свое время без Николая Николаевича стал газоэлектросварщиком. Я намеренно шёл в ПТУ. А он меня переломил, поменял моё мировоззрение полностью. 

- Это ведь была уже не первая ваша попытка обучаться игре на инструменте?

- Да, третья. Моя мама музыкант, она всегда хотела видеть меня за инструментом. Сначала была виолончель - не пошло, потом гитара - снова я бросил. На занятия к Николаю Николаевичу пошёл сам, в 14 лет. Но посоветовала его, опять-таки, мама. Она тоже преподавала в первой музыкальной школе и много рассказывала про этого педагога. Видимо, я «дозрел», потому что курс закончил экстерном, за два года. Правда, когда пришёл учиться, уже умел немного играть, бренчал во дворе, в ансамблях пытался выступать...

- Что пели?

- Как что? То, что девочкам нравится!  «Там, где клён шумит» - вообще хит, «Тополя все в пуху», «Иволга», «Колокола»... Романтические песни. 

- В каком районе жили?

- На Октябрьской. Ходил в школу №16. У меня отец - военный, преподавал в институте. Я там же играл в военном оркестре во время службы в армии. 

- Отец, наверное, желал вам военной карьеры?

- Не думаю, что сильно. Он по натуре не был военным. Просто его мама в 10 лет отдала в Суворовское училище, потому что ей трудно было одной воспитывать двоих детей. И с тех пор он был в сапогах. Отца точней назвать учёным военной специализации. Он тоже любил музыку. Подбирал что угодно на слух. Приходили мамины друзья-музыканты и говорили: «Как ты «Лунную сонату» играешь в до-миноре? Она же в до-диез-миноре?». А он говорит: «А я так не умею, и нот не знаю».

 

 

«В Хабаровске трижды проломили голову»

 

В гримёрку тихонько заходит супруга Долгина Светлана. Развешивает концертный костюм, сдувает пылинки с обязательного кожаного цилиндра. С Валерием они познакомились в 7-м классе всё той же школы №16. Музыкальную школу тоже посещали вместе. Сначала дружили, потом началось нечто большее. Их семья - один из уникальных примеров супружеского долголетия в мире музыки.

- Вы со Светланой - не разлей вода уже, страшно сказать, почти 40 лет. Это сложно?

- Это лучше у нее спросить, поскольку наше взаимопонимание -  преимущественно её заслуга. Понятно, что любовь важнее всего. Но я же не могу сказать, что у тех-то не было любви. Как сделать так, чтобы она не прошла - вот в чём вопрос. Я понял, что очень опасно для семьи быть эгоистом. Мы со Светой знаем слабые стороны друг друга и стараемся идти друг другу навстречу. И всё равно это не сразу наладилось. Были и ссоры, и раздражение. Я не поверю тем, кто скажет: у нас с первого взгляда любовь и идеальные отношения. 

- А у вас разве не с первого взгляда? Светлана рассказывала, что сразу на вас обратила внимание, в 7-м классе.

- Да нет, это же не любовь ещё была. Я проучился год, другой в этой школе, прежде, чем у нас завязались юношеские такие отношения. После школы мы немного отдалились, я в армию пошёл, Света тоже училась, работала в детском доме. А потом как-то опять встретились и начался другой этап.

- У вас в жизни было немало трудных моментов. Однажды вы даже были на волосок от смерти. Расскажите о нападении на вас.

- На гастролях в Хабаровске, на Амурском бульваре на меня напали сзади и трижды проломили череп. Разница во времени не дала мне уснуть, я пошёл прогуляться по центру, чтобы устать и расслабиться. А Хабаровск тогда был бандитским городом. Это произошло 20 октября 2003 года. Светлана говорит, что это мой второй день рождения. Ей доктор тогда сказал, что я не должен был выжить, что это чудо. После травмы у меня на время пропала чувствительность кисти. Ещё нельзя было слушать резкие звуки и видеть яркий свет. То есть, крест на работе. Как только смог, стал заниматься и через полтора месяца вышел на сцену. В уши вставлял беруши, глаза защищал чёрными очками. 

- Удивительно, что у двух музыкантов сын не пошёл по музыкальной стезе.

- Дело в том, что я не настаивал и не хотел по большому счёту, потому что знал этот путь. Здесь недостаточно одного усердия, старания, даже таланта. Нужна фортуна, чтобы повезло. Сколько мегаталантливых людей я знаю, которые просто спились. Я не хотел, чтобы сын стал музыкантом. Тем более он с раннего детства проявлял математические способности. В пять лет в уме решал сложнейшие задачи, системы уравнений. Меня просил всякие загадки загадывать, но они быстро закончились, и тогда я стал придумывать задачки. Мне было интересно, насколько далеко он может зайти. В шестом классе сын написал по заказу министерства образования компьютерную программу для дистанционного обучения студентов в вузах. Сам поступил в МИФИ на бюджет, учился на пятёрки и где-то в середине обучения сказал: я не хочу. Уговорили, закончил, принёс нам диплом и стал иллюзионистом.

- Есть ли фокус сына, который вас поразил?

- Конечно. Как-то вечером мы уже спать легли, он заходит к нам, ставит на столик бутылку виски, накрывает тряпочкой. Раз - уже две бутылки. Ещё раз - три! И весь стол был в итоге заставлен виски, а ведь он пришел с одной тряпкой! Тогда я подумал: фокусы - это здорово!

 

«Мне не нравился Леонтьев»

 

- Неожиданный вопрос - про Валерия Леонтьева, с которым вы выступаете уже много лет. С какими чувствами пришли в его коллектив?

- Когда я пошёл работать к Леонтьеву, думал, что это лет на пять максимум - перекантоваться, а потом найти работу лучше. Потому что мне не нравился ни репертуар, ни он особо, много чего смущало. Моё мнение поменялось сразу же, на первой репетиции. Мы все сидим, а он в полную ногу работает, двигается, поёт - я посмотрел на него другими глазами. А на концерте, когда почувствовал поток энергии, который от него исходит, понял, что просто не знал его раньше. С тех пор и по сей день убеждён, что это концертный артист, которого нельзя слушать по радио и даже смотреть по телевизору. Надо идти на концерт. Мнение меняется у всех.

- Известно, что Леонтьев очень требователен к себе. А к вам?

- За себя могу сказать, что поначалу не всё у меня получалось. К тому моменту я бросил гитару, занимался на бас-гитаре, поэтому играл похуже. Поначалу испытывал трудности с профессионализмом, но потом нагнал. Понять свои ошибки мне помог не столько Валера, сколько его жена Людмила Исакович, которая руководила коллективом. Валера слишком мудрый человек, чтобы самому что-то высказывать. Он никогда не проявляет недовольства напрямую. И в этом же проявляется его закрытость. Это абсолютно закрытый человек, никто не знает, что происходит у него в душе. Но иначе он не был бы Леонтьевым.

- Как и Валерий Яковлевич, вы приобрели недвижимость в Майами. Там хорошо?

- Очень хорошо. Тепло, комфортно, чисто. Русская еда там продается вкуснейшая. В магазине можно купить такие сырнички, котлетки, каких у нас в ресторане не найдёшь. Если заскучаешь по берёзкам, можно взять машину, проехать пять часов до Джорджии - вот тебе и берёзки. Единственное - к русским там отношение не всегда доброжелательное, но мы отчасти сами в этом виноваты.

- Вас не смущает, что сегодня на концерте соберется от силы треть зала? 

- Для меня это не принципиально. В целом я замечаю, что людям стало не до гитар, не до концертов. Жизнь трудная. У них и своих проблем много, бытовых, им еще грузят из телевизора. Я понимаю, почему они так делают - чтобы показать, мол, у нас ещё не так плохо, кому-то хуже. Молодёжь почти потеряла интерес к гитарам. Во дворах уже не играют как раньше, все по домам сидят, переписываются через интернет.

 

21 апреля 2017



Социальные комментарии Cackle
milena







Яндекс.Метрика

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ

142203, Подмосковье, Серпухов, площадь Князя Владимира Храброго, 88, офис 349
Рекламная служба:
Телефон: 8-4967-37-56-33 | Факс: 8-4967-38-03-10.
e-mail: oka-reklama@mail.ru

© 2015 Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты © 2015 Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ»». Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми средствами без официального разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ». Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС1-50787 от 24 февраля 2005 года. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).