Первую станцию столичного метро спроектировала серпуховичка

bykova.jpg«В 1932 году я стала работать в архитектурном бюро «Метростроя». Поначалу мы, молодые архитекторы, проектировали не станции, а другие метростроевские объекты – столовые, жилье. Вскоре я стала работать над «Сокольниками»,

а впоследствии приняла участие в конкурсе на эту станцию. Из семи конкурирующих проектов был одобрен совместный – мой и И.Г. Таранова проект», – писала

в своей статье «Не «подземка», а подземные дворцы» наша землячка Надежда Быкова.

Она родилась 28 ноября 1907 года в Варгинской больнице в семье земского врача Александра Васильевича Быкова (с ударением на «о») и фельдшерицы Надежды Петровны Чербовой.

Школьницей Надя увлекалась искусством. В театральный кружок, который она посещала, приезжал преподавать один из основателей Московского художественного театра Василий Лужский. А несколько раз уроки рисования Наде давал сам Василий Поленов, когда бывал в Серпухове. Вообще семья Быковых дружила со многими известными в округе людьми, в том числе и с известным в городе доктором Залогой, у которого бывали в гостях, и после того, как переехали в Москву. (Кстати, в 1930 году надиного отца арестовали по 58-й статье УК «ослабление мощи Советской Армии». Он лишь давал отсрочки и освобождения от армии призывникам. К счастью, это был еще не 1937-й год, поэтому Александр Васильевич через 9 лет  вернулся домой живым).

Надежда с детства мечтала пойти по стопам родителей и стать врачом. Ее отец хлопотал о предоставлении Медицинским институтом в Москве целевого места для Серпухова и добился ордера, но кто-то что-то перепутал, и ордер пришел в Серпухов, но… во ВХУТЕМАС. «Я в слезы, ведь мечтала-то о другом. Однако экзамены я выдержала, даже умудрилась получить «плюс» за способности (но «минус» – за подготовку) и была принята в институт», – вспоминала позже Быкова.

sokolniki.jpg Надю за лето подготовили к экзамену по рисунку. Привезли в Москву, где в 1925 году она благополучно поступила в институт. «Там я окунулась в очень интересную жизнь. Особенно привлекала дисциплина, которая называлась «пространство». По сути это было введение в архитектуру. Вскоре на свою былую мечту о медицинском я махнула рукой», – писала потом Надежда Александровна.

Окончив ВХУТЕМАС, она поступила работать в Гипрогор. В 1932 году, привлеченная романтикой строительства метро, Надежда перешла в Метропроект. Тут-то и объявили конкурс на станцию первой очереди... и проект станции «Сокольники»...

За возведением метро и станции «Сокольники» неустанно следили Каганович и Булганин, и некоторые детали проекта Быковой-Таранова приходилось менять под натиском партийных бонз. Из круглых колонны стали квадратными, даже облицовочный желтый мрамор не удалось отстоять, пришлось отделывать станцию серым мрамором «уфалей». Наземный вестибюль после всевозможных утверждений было приказано уменьшить в полтора раза, и Надежда Александровна со своим коллегой (а к тому времени уже супругом) Иваном Георгиевичем Тарановым выкручивались как могли, но так или иначе «Сокольники» были построены.

«Станция «Сокольники» всегда оставалась нашей любимой, – вспоминала Надежда Быкова. – Мы с мужем тяготели к аскетизму формы, и в «Сокольниках» стремились к простоте: простые колонны, простые капители, просто решенная стена… Подобный характер образов диктовался общим стилем строительства первой очереди, которая мне представляется очень целостной».

По окончании строительства «Сокольников» наша землячка получает за свою работу гран-при в Париже, а также почетную грамоту ВЦИК и ордер на комнату. Но вскоре в семье Быковой произошел неприятный инцидент. Ее мужа исключили из аспирантуры за сокрытие дворянского происхождения. В отчаянии Надежа Александровна пишет письмо Булганину с просьбой устранить несправедливость и взамен отказывается от своих наград. И... о чудо! Ее супруга, Ивана Таранова, восстановили в аспирантуре при условии отказа от второй фамилии (в то время он был Тарановым-Белозеровым), а все награды остались у Надежды Александровны.

Всю жизнь Надежда отдала проектированию станций столичного метро и всегда работала в тандеме с мужем. Единственная станция, созданная ею совместно с архитектором Н.H. Андриканисом в 1938 году, была «Белорусская-радиальная».

«Конкурс на «Белорусскую» был еще больше, чем на «Сокольники» – участвовало в нем, кажется, 13 проектов. И наш проект прошел. Здесь нам достался прекрасный мрамор – сиреневый с темными прожилками «биробиджан», серый «уфалей» и черный «давалу». Варьирование этих трех основных цветов помогало преодолеть ощущение «подземки». Мы хотели, чтобы москвичи после трудового дня входили в подземные дворцы, залитые светом, чтобы в пути их не покидало радостное, праздничное ощущение», – писала в своих воспоминаниях Надежда Быкова.

 «Я очень люблю эту станцию и считаю, что колористически она выполнена просто безупречно. Мама получила за архитектуру «Белорусской» орден «Знак Почета». Но все-таки больше всего мне нравится созданная ею и отцом станция «Новокузнецкая», – рассказал «Оке-инфо» Андрей Иванович Таранов – сын Надежды Быковой, ныне вице-президент Союза московских архитекторов, заслуженный архитектор России.

При строительстве «Новокузнецкой» Быкову и Таранова консультировал академик архитектуры Иван Жолтовский. Это был художник с необычайно тонким вкусом. По его предложению появились на «Новокузнецкой» мраморные скамьи с волютами. Он поддержал идею молодых архитекторов по установке ряда торшеров вдоль центральной линии подземного зала, одобрил рисунок свода, тема которого была позаимствована из римской гробницы Валериев.

В 1952 году Быкова и Таранов получили Сталинскую премию за станцию «Белорусская-кольцевая». «Помню, «Белорусскую-кольцевую» осматривал Н.С. Хрущев. Он приехал со стороны, украшенной яркими витражами «Новослободской», рядом с которой «Белорусская», еще не облицованная мрамором и без побелки, явно проигрывала. Я сказала Хрущеву: «После «Новослободской» наша станция покажется Золушкой», а он в ответ: «Но ведь Золушка превращается потом в принцессу», – вспоминала потом Надежда Александровна.

А потом творческий тандем создал и воплотил проекты станций «ВДНХ», «Спортивная», наземный вестибюль станции «Университет», «Измайловская», «Щелковская» и «Проспект Вернадского».

Вспоминая о своих проектах, Надежда Быкова говорила: «Особенно печальна история станции «ВДНХ». Ее перронный зал должны были обрамлять арки с орнаментом зеленой с золотом флорентийской мозаики, работу над которой начал В.А. Фаворский. Но этому не суждено было воплотиться в жизнь. Художественное оформление запретили, распалубки покрасили масляной краской. Я избегаю бывать там».

Удивительная женщина и талантливый архитектор, она умерла в Москве в 1997 году, оставив на память потомкам свои замечательные работы, а ее имя, как автора первой станции столичного метро, уже вписано в историю Москвы.

Вспоминая о своей маме, А.И. Таранов рассказал, что она очень любила бывать в Серпухове и до 70-х годов часто приезжала на малую родину, чтобы встретиться со своими подругами: «Кстати, с некоторыми из своих школьных друзей она была очень близка. С ней в Серпухове училась Валентина Юнковская, ставшая в будущем известной актрисой, Лев Михайлович Спасский, который всю жизнь работал хранителем музея МХАТа, они были частыми гостями у нас дома на Малой Бронной».

Сам Андрей Иванович в Серпухове не был уже лет 50, но до сих пор хорошо помнит его старые улицы и полуслепого доктора Залогу, к которому он приезжал с родителями.

14 апреля 2008



Социальные комментарии Cackle
burenie







Яндекс.Метрика

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ

142203, Подмосковье, Серпухов, площадь Князя Владимира Храброго, 88, офис 349
Рекламная служба:
Телефон: 8-4967-37-56-33 | Факс: 8-4967-38-03-10.
e-mail: oka-reklama@mail.ru

© 2015 Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты © 2015 Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ»». Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми средствами без официального разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ». Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС1-50787 от 24 февраля 2005 года. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).