Валентина Лысенко: «Приезжаю в Серпухов и каждый раз плачу»

Яринка из «Свадьбы в Малиновке» прыгала с парашютом в дракинском аэроклубе и была токарем на радиотехническом заводе


Уж сколько раз «Ока-инфо» писала о серпуховичах, добившихся успеха и известности за пределами родного города, а этот славный список и не думает подходить к концу. Недавно, изучая сайты городских школ, мы с удивлением обнаружили, что среди выпускников школы № 3 значится актриса Валентина Лысенко - бесподобная Яринка из легендарной комедии «Свадьба в Малиновке». Может, ошибка? Чтобы внести ясность, я связалась с театральным институтом имени Щукина, где Валентина Лысенко, а теперь уже - Николаенко, преподаёт на кафедре мастерства актёра.

- Да, город Серпухов мне знаком, я там родилась, - развеяла сомнения Валентина Петровна. - Жили мы с бабушкой и дедушкой на улице Вокзальной (сейчас Ворошилова - прим. М. О.), теперь нашего дома уже нет, всё перестроили… В школе училась на улице Дзержинского. Кроме того, мы после уроков с особым наслаждением ходили на завод. Как же он назывался?..

- Видимо, радиотехнический завод?

- Да! Я была токарь первого разряда. Очень мечтала работать на заводе. Помимо прочего, занималась в дракинском аэроклубе. По физкультуре у меня всегда стояла твёрдая двойка, я была абсолютная рохля, гранату метала на метр, стометровку 5 минут бежала. По этому поводу были большие комплексы, и я хотела всех знакомых поразить. Записалась в аэроклуб и совершала в Дракино свои прыжки. Всего их было четыре, пятый, ночной, не потянула, испугалась. А недавно мы с мужем снимали в Дракине кино, «Закон и порядок» (муж актрисы - режиссёр Георгий Николаенко - прим М. О.) и я увидела тот самолёт, с которого прыгала. Он ещё жив, и стоит себе точно в таком же состоянии, как и был. - Я думала, вы в драмкружке пропадали… - Это всё тоже было: на всех вечерах читала стихи, пела, училась в музыкальной школе. Но после окончания школы нужно было идти работать, жизнь то сложная. Я уехала в Москву, устроилась в суд секретарём судебного заседания и параллельно ходила на подготовительные курсы в университет, чтобы поступать на юрфак. И вот однажды приехали ко мне в гости серпуховские подружки, мы шли по улице Горького, увидели объявление о наборе в опереточную студию, Пошли, спели, меня взяли и стали мне морочить голову, что никакой я не юрист, и должна быть артисткой.

- И - вскружили голову!

- Да, в силу своей глупости я им поверила и кинулась поступать в театральные институты, сначала в Москве - тут с первого раза не получилось, потом в Ленинграде. Эх, не надо мне было этого делать – стала бы отличным юристом! Вскоре после поступления в ленинградский театральный институт я снялась в небольшой роли в фильме «Не забудь. Станция Луговая» - и меня из института «попросили». Тогда студентам нельзя было сниматься. Вот такая я была социально неуравновешенная… Казалось бы – всё, конец карьере! И тут меня выбрали для «Свадьбы в Малиновке»! Буквально за три дня до начала съёмок утвердили и увезли на Украину сниматься.

- Представляю, какой это был поворот судьбы…

- Это было нервное потрясение. Потому что все кругом - народные-пренародные, большие, великие артисты. А я - абсолютный ноль, ничего не понимала. Мне казалось, что я не должна там быть, что ничего не умею и только порчу кино… - Неужели звёздную болезнь не подхватили? - Подхватила только огромное количество комплексов. Я всё время плакала, говорила: давайте возьмём другую девочку, удивлялась, что мне за это платят деньги. Я готова была даром сниматься… Ну а потом, поняв, что надо учиться, я вернулась в Москву и поступила на второй курс в щукинское училище.

- Наверное, письма от поклонников после выхода «Свадьбы…» килограммами приходили?

- Понимаете, это всё сегодняшняя «пена». Мы жили в другой стране и в другое время, у нас не было этого шоу-налёта. К тому же я выросла в небольшом городе. Если говорить обо мне и Серпухове, то этот город - родной для меня. Там долгое время после моего переезда в Москву жила бабушка, там погибла мама. У меня в Серпухове могилы, я к ним езжу раза два-три в год, каждый раз мучаюсь, что редко получается выбраться. Но я с юности точно знала, что не останусь там жить навсегда, что я должна обязательно чего то добиться. На днях я смотрела какое то интеллектуальное шоу, где победителем стал мальчик из Серпухова. Глядя на него, я думала: какой ты молодец, что не стал пить и ходить по подворотням, что ты куда то рвёшься… Я сама окончила два института, получила режиссёрское образование, потом стала преподавать. Сейчас я уже профессор на кафедре мастерства… Но родина есть родина, от этого никуда не уйдёшь. Всё равно я Серпухов люблю, каждый раз плачу, бродя по этим улицам, хотя всё меньше их узнаю… Кстати, я с радостью услышала, что Юра Васильев открыл в Серпухове театр. Это так?

- Не совсем. Юрия Васильева пригласили на должность художественного руководителя нашего музыкально-драматического театра, но он не смог совмещать эту работу со своей основной…

- Ну, понятно. Все хотят известное имя. Взяли бы молодого режиссёра. Среди наших выпускников столько талантливых ребят, им просто необходимо поле для деятельности, но всем нужны звёзды… - Давайте поговорим о Щукинском институте. Вы сами там учились, причём, на одном курсе с Райкиным, Гундаревой, Богатырёвым. Вот уже 30 лет вы преподаёте в «Щуке». Многое ли меняется с годами в актёрском вузе? - Каждый год приходит новое поколение. У меня сейчас есть собственный третий курс, а ещё я работаю с первым курсом. И это уже немного другие люди. Я студентов всегда спрашиваю, какие появились новые словечки. Вот с удивлением узнала, что девушку опять стали называть чувихой. А вот «жесть» - уже немодно…

- Всех в последнее время беспокоит состояние российского кино. Может, вырождается пресловутая актёрская харизма?

- Я не понимаю этого слова. Да его никто толком не понимает. Можно говорить об обаянии, шарме. Ничего не вырождается, просто появляются новые стандарты. Лет 40 назад герой фильма не мог быть с кривыми зубами, с кривыми ногами, маленького роста… Если в наше время героями были Борис Щербаков или Лев Прыгунов, то сейчас такие мальчики как Артур Смолянинов, Андрей Чадов - с изломом, с извивом…

- Наверное, вам чаще всего приходится рассказывать в интервью про выпуск 1997 года. Екатерина Гусева, Даниил Страхов, Александр Семчев, Елена Захарова - это лишь те имена, которые первыми приходят на память. Как же так получается, что в одном выпуске – столько успешных в профессии людей, от чего это зависит?

- От папы с мамой и боженьки, который соединил клеточку с клеточкой. Второе, хоть это звучит и нескромно - от учителя, актёрской школы. И третье - фортуна. Вот, Катя Гусева - эталон советской девушки: открытая улыбка, светящиеся глаза. Ведь что то совпало, что вдруг решили поставить мюзикл «Норд-Ост» и её утвердили на главную роль? Не будь этого опыта, ей было бы сложней занять свою нишу. Что касается Дани Страхова, то это безусловный «материал», безусловные актёрские данные, тут даже вариантов быть не может… А вообще, не так уж много у меня там звёзд. Меня больше радует, что все они остались в профессии.

- Кто за годы учёбы больше всего помотал нервов?

- Семчев. Это такое… чудовище, очень сильная психологическая система. Он был уже взрослым человеком и не сильно дисциплинированным, приходилось помучаться. Но это так давно было, 13 лет назад… Всё плохое, тяжёлое забылось.

- Отношения с выпускниками поддерживаете?

- У них ведь как - пока всё хорошо, ты им не нужен. Но когда Катя Гусева решила вернуться в театр, мне было приятно, что она пришла ко мне: «Ой, я боюсь, я так давно не стояла на сцене»… Или когда Семчев затевает какой то проект, приезжает посоветоваться, обсудить. Звонят, рассказывают, кто родился, кто с кем женился, развёлся. Кого то я зову сниматься в кино.

- В одном интервью вы сказали, что мало снимались, потому что слишком много анализировали. Поясните.

- Да, я очень умная - что сделаешь? (смеётся) Артист - это ребёнок. Ребёнку скажешь: давай играть в войну, или в больницу, или в дочки-матери. И он играет, ему даже в голову не придёт спросить: «а зачем?» или «а как?». И у актёра природа такая же. Как только артист задумывается: а как это надо играть? - он начинает путаться. Рациональность душит эмоцию, это мешает. Поэтому из меня не получилось великой артистки. Актёрская профессия требует наива, бесшабашности, авантюрности… Мне этого недоставало.

- А как складывается режиссёрская деятельность? Я знаю, что вы работаете вместе со своим супругом режиссёром Георгием Николаенко в его проектах.

- Да, в 2000 году муж вернулся в кино, а у меня к тому времени образовалась большая база актёрских кадров, я стала ему помогать подыскивать артистов. Вот и сейчас, кстати, сижу за компьютером, думаю, кого бы ещё позвать - все уже у нас снялись! Как то мы были вместе на съёмках в Киеве, муж свалился с температурой, и за неимением другой замены пришлось мне встать и «рулить». И ему это так понравилось, что он теперь только меня отправляет на утренние съёмки. Я отснимаю - и в институт, а он появляется после обеда, отдохнувший, свежий. А когда сцены с драками, мордобоем - это он снимает, я не люблю. Мне бы что нибудь про человеческие взаимоотношения, про любовь.

- Наверное, такой режим непросто даётся: с утра - съёмки, днём - преподавание, вечером - семья.

- У нас с мужем просто разный энергетический запас. Я - жена и мама и бабушка двух внуков. Старшему 13, младшей 8. Кроме того, я - профессор, у меня свой курс 30 человек. Если я на день что то запланирую и вдруг это отменится, мне становится неуютно. Думаю, это свойство многих женщин: чем больше нагрузка, тем быстрее восстанавливаются клетки.

17 октября 2010



Социальные комментарии Cackle
«Что сердцу дорого»
Тина Димова
На Выберу.ру можно легко и быстро подобрать кредит на автомобиль под низкий процент. Подскажем, где взять автокредит без проблем.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ

© Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты © 2023 Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ»». Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми средствами без официального разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ». Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС1-50787 от 24 февраля 2005 года. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).