Причины и следствия «Стакана воды»

На сцене Серпуховского музыкально-драматического театра (СМДТ) сыграли острый памфлет, открыв 10-й сезон


Мы целое лето этого ждали, мы так соскучились и буквально «оголодали» без духовной театральной жизни. Поэтому, когда за неделю до премьеры в кассе гортеатра появилось объявления: «все билеты проданы», это не удивило. За последние годы серпуховский зритель стал на порядок «театральнее»: его приучили к хорошим постановкам и он с радостью откликается на них своим вниманием и присутствием. Соглашусь со словами, прозвучавшими в поздравлении в этот вечер о том, что провинциальных городов много, но единицы могут похвастаться наличием театра и тем более собственной труппы. Мы - можем! Да ещё как!

 

 

Каждый актёр нашей труппы уже полюбился и многие театралы искренне начинают переживать, если вдруг в той или иной постановке не увидели какого-то знакомого лица. В нынешней, кстати говоря, так сложилось, что хоть и была задействована вся труппа, но главных ярких ролей было несколько. Не будет преувеличением сказать, что даже на ролях второго плана наши актёры всю душу вкладывают в образ. Периодически внезапно и «не к месту» выходившая леди - Надежда Щербакова - абсолютно всегда вызывала аплодисменты и улыбку! Причём она всего лишь безмолвно шествовала из одного угла сцены в другой - ну, разве это не талант?! Что уж говорить про тех, кто играл главные роли.

Тут кропотливая и трудоёмкая ежедневная работа буквально «вжила» актёров в их героев. В роли Болингброка выступил не известной нашей публике актёр Михаил Диамент. Появление нового лица всегда связано с некоторым волнением, опасением и особым вниманием. Конечно, нервничали в тот вечер все. И директор театра Игорь Шестун (по виду которого читалось глубокое нешуточное напряжение), и худрук Павел Цепенюк (он был едва ли более сдержан), и актёры, и гримёры - все, кто принимал участие в создании постановки действительно волновались. Трудно представить, каково было новому актёру - впервые перед серпуховским зрителем и сразу в главной роли. Но он справился на «ура!». Впрочем, как и все. Правда, ложка дёгтя всё равно есть. Многим зрителям начало спектакля показалось чересчур затянутым, и все с нетерпением ждали когда актёры «разыграются». Возможно, всё-таки часть публики до сих пор постоянно ожидает от театральных постановок лишь «экшн» и несмолкаемый юмор, но это скорее проблема зрителя - так сказать, «не доросли».

 

 

После прошлосезонного спектакля «Деревья умирают стоя» с пронзительной драматургией и глубоким прочувствованным смыслом, наша труппа снискала славу мастеров высокой классической театральной школы. Да, может быть для кого-то скучновато, но, позвольте, не всё в жизни комедия и «капустник». Надо расширять свой «театральный» кругозор и приобщаться к разнообразию. Это всё, конечно, лирическое отступление и мои личные размышления… Возвращаясь к премьере, хочется рукоплескать актёрскому мастерству, которое проявили в этой постановке наши герои.

Спектакль был довольно объёмным по времени (лишь первый акт длился полтора часа) и уже ко второму, зрители с трудом отделяли актёра от образа - настолько хорошо те вжились в роль. Нельзя умолчать о богатых декорациях и костюмах - действительно, это самый насыщенный по «экипировке» спектакль в истории СМДТ. Умопомрачительные парики - по-другому не скажешь. Я не могу рассказать из чего они были сделаны, но только их зрители разглядывали довольно долго, прежде чем перейти к детальному рассмотрению платьев и камзолов. Думаю, многие как раз этим увлеклись во время чуть затянутого начала. Так что даже такой «ход» сыграл на руку. Не только красота и гармоничное сочетание в костюме оттенков отмечал зритель, но и то, как работают сами «цвета» в тандеме с характером героев: яркая пурпурная и багровая герцогиня, изначально розовая бесхребетная королева, превратившаяся в чёрно-золотую властительницу, наивная бело-кремовая продавщица стала характерной сине-строгой фавориткой, ну, и, конечно, «переодевания» Боленгброка также были символичны и разнообразны, в зависимости от «этапа» его образа.

 

>

 

Действие происходит в самом начале XVIII века в Великобритании, в Лондоне, в Сент-Джемском дворце королевы Анны во время войны за испанское наследство. Отношение к этому времени противоположное у разных придворных партий: герцогиня Мальборо полна решимости продолжать войну до победного конца (и на это у неё, как потом окажется, совсем не политические и даже не алчные причины, а всего лишь сладострастие и тщеславие), а в противовес ей лорд Болингброк считает, что эта война разорительна и её необходимо прекратить, что стране требуется промышленное развитие и продуктивное перемирие. Конечно, основную сатиричную и метафоричную, острую политическую и жизненную нагрузку взял на себя тот самый Болингброк - журналист, министр (в прошлом и к концу спектакля в настоящем), оппозиционер, активный политический деятель и друг (если это возможно) самой королевы, рьяный борец за мир и процветание. Речи этого героя можно растаскивать на цитаты и переносить в реалии сегодняшнего дня - настолько злободневны и актуальный они: «Никогда не надо пренебрегать маленькими величинами, потому что через них мы приходим к большим. Вы полагаете, вероятно, как, впрочем, и большинство людей, что политические катастрофы, революции, падения империй вызываются серьёзными, глубокими и важными причинами… Ошибка! Герои, великие люди покоряют государства и руководят ими; но сами они, эти великие люди, находятся во власти своих страстей, своих прихотей, своего тщеславия, то есть самых мелких и самых жалких человеческих чувств». Так произошло и в этот раз. Судьба целой страны, тысяч людей, да, что там говорить, всей Европы решилась не многочисленными переговорами и заседаниями парламента, а… стаканом воды. Удивлены? Тогда вам самое время прочитать пьесу Эжена Скриба или лучше посетить спектакль в театре (17 октября в 19.00) и оценить высококлассную игру актёров.

 

 

Невозможно хороши в своих ролях Анастасия Собина - герцогиня Мальборо - безжалостная, тщеславная, хитрая и циничная, настоящий «маршал в юбке», правда, сражённый увлечением к некоему юнцу; бесподобно перевоплощение податливой и не слишком умной королевы Анны (Татьяна Чурикова), тяготящуюся политическими делами, в решительную категоричную своевольную правительницу (стоило только ей также смешать личные интересы с интересами всей страны). Виктория Дроняева и Дмитрий Глухов также прекрасно сыграли своих героев. Ну, ни к кому из актёров нельзя было «докопаться» - все сработали на общий результат и он получился восхитительным. Премьера удалась и заняла своё достойное место в репертуаре труппы. Уверена, и второй показ этого спектакля также соберёт полный зал.

 

 

 

03 октября 2014



Социальные комментарии Cackle
«Что сердцу дорого»
Тина Димова

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ

© Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты © 2023 Все права защищены и охраняются законом. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ»». Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми средствами без официального разрешения ООО «Редакция газеты «Ока-информ». Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС1-50787 от 24 февраля 2005 года. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).