«С Путиным можно говорить открыто»

Учитель английского языка гимназии «Пущино» Мария Ахапкина вошла в пятёрку победителей Всероссийского конкурса «Учитель года-2015» и поделилась впечатлениями с «Окой-инфо»
«Подтасовок быть не могло»
- Мария Евгеньевна, Вы прошли «огонь и воду», конкурсные чистилища и круги ада. Чем, кроме помпезности, отличался всероссийский конкурс от районного и областного?
- Отличий много: больше заданий, они сложнее. Судейство другого масштаба, к примеру, председатель Большого жюри - ректор МГУ академик Виктор Садовничий. И конечно, нужно обладать широким кругозором, разбираться в современных тенденциях образования. Пришлось много готовиться, читать. Я бы сказала так: по качеству этапов этот конкурс гораздо сложнее.
- А по количеству этапов?
- У нас было три этапа заочных, потом очный - открытый урок, а когда я вышла в «пятнашку» - ещё три. Потом нас отобрали в пятёрку, и уже в Москве состоялась дискуссия с участием министра Дмитрия Ливанова. Это довольно серьёзно для учительницы - беседовать с министром образования. Признаюсь, довольно напряжённый этап.
- Когда осталось пятнадцать финалистов, и Вы ждали объявления победителей - что тогда испытывали?
- Это состояние не просто лёгкого мандража, а очень серьёзное напряжение. Мы сидим в зале, на сцене танцуют, поют, а ты ждёшь, ждёшь… Ужасное волнение.
- Но ведь не корову проигрываешь, не последние деньги. Что ж так убиваться?
- Это трудно объяснить. Наверное, конкурсные обстоятельства приводят человека в такое состояние. Когда объявили мою фамилию - было чувство неописуемой радости. Такой сложный путь, столько трудов! Хрустальный пеликан мой. Не важно - Большой, Малый (каждому из пятёрки), всё равно - удалось достичь вершины. Сначала - шок, потом - облегчение.
- Не было досады, что главный приз достался не Вам, а учителю истории из Самары Сергею Кочережко?
- Иной раз говорят, что результаты подтасованы, что в дело вмешивается политика, конъюнктурные соображения. Всё это неправда. Во-первых, работало огромное количество жюри - нас оценивали 62 конкурсанта, которые не вошли в пятнадцать лучших, затем - Большое жюри, Российское жюри, детское. На каждого участника - 150 протоколов. Суммировались все баллы, что мы получили по ходу этапов. Какая тут могла быть подтасовка?
Сергей Кочережко - человек довольно интересных взглядов, с харизмой. Из него бы получился отличный политический деятель, и публика не него хорошо реагировала. Он - лидер.
«Владимир Владимирович сделал подарок»
- Своего Хрустального пеликана получили насовсем? Или только «в руках подержать»?
- Подмосковный «Пеликан» - приз переходящий, в 2016 году он «перелетит» в другие руки. А этот, видите, у меня на столе в кабинете стоит. Потом я его домой отнесу. Он теперь всегда будет со мной.
- А какое-нибудь материальное поощрение?
- Мы получили сертификаты на приобретение набора электронных образовательных ресурсов, документ-камеру. И поездку в Грецию в 2016 году на семь дней - всё включено.
- Из Казани, где проходил конкурс, вы переехали в Москву. А потом ваша пятёрка оказалась в Сочи.
- Раньше для победителей - Кремлёвский дворец, награждение, встреча с президентом. И всё. Но на этот раз Владимир Владимирович сделал нам подарок: праздник продлили на шесть дней. В Сочи мы жили в Центре для одарённых детей «Сириус». Он создан по инициативе Президента России, сюда приезжают учиться самые талантливые дети со всей страны - самых разных способностей: математики, спортсмены, физики, музыканты… Из Великого Новгорода, Иркутска - отовсюду. Одним словом, здесь растят будущее страны - чтоб лучшие умы из России не утекали. Здесь, в «Сириусе» мы и встретились с президентом.
«До и после конкурса - две разные жизни»
- Как проходила встреча?
- Мы думали: нас будут готовить, наставлять. Ничего подобного. Только помощник президента Андрей Фурсенко сказал: у вас есть уникальная возможность встретиться и поговорить с первым лицом государства: не задавайте «детских» вопросов. Больше никаких инструктажей.
Мы пришли в аудиторию, расселись за столом, и смотрю: против каждого места табличка - кто здесь сидит. А рядом со мной, точно в центре, на столе таблички нет. Полюбопытствовала, мол, а здесь кто будет. Мне: вы что, не понимаете? Владимир Владимирович… По спине пробежал холодок, ничего себе, думаю. Впечатления? Прежде всего, очень демократичная атмосфера. И потом - мы целый час беседовали.
- И как показался президент?
- Безусловно, Владимир Владимирович - человек с мощной волей, с харизмой. С ним можно говорить открыто, но всё равно чувствуешь, что перед тобой сила. Ещё меня поразило вот что: президент - очень занятый, но он фотографировался с каждым из нас, надписывал книги, фотографии так, будто и не спешит никуда.
- Как изменилась жизнь после Всероссийского конкурса?
- Должна сказать, что и у меня и у моих коллег до конкурса и после - две разные жизни. Во-первых, прохождение через серию конкурсов - серьёзный стимул для саморазвития. Как писал один из моих любимых современных поэтов Игорь Губерман, «надо делать то, что страшно». Всё что сложно, нас совершенствует. Я лучше стала учить - потому что больше узнала. Сейчас участвую в проекте министерства образования «Наша электронная школа» для детей с ограниченными возможностями, появилась возможность встречаться со множеством интересных людей, выступать на самых разных площадках. Но уже сейчас начинаю отказываться от некоторых поездок - какой смысл в учителе, который не учит своих детей в своей школе?
15 ноября 2015
Социальные комментарии Cackle


ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ