Кусочек Афона близ Ланьшина
Уже шестой год в Серпуховском районе действует монастырь
Если на дороге от Лукьянова на Ланьшино в правильном месте свернуть в лес, пересечь поле, снова углубиться в лесок, то вскоре можно увидеть огороженные тыном небольшой деревянный домик и бревенчатую баньку. А чуть дальше откроется вам диво дивное - строгих пропорций светлое задние с золотым крестом на куполе. В официальных документах всё это обозначается как Свято-Преображенское подворье столичного Данилова монастыря. Неофициально - скит. Так с давних пор называются небольшие монастыри, расположенные вдали от дорог и придерживающиеся более строгих уставов. В православии отшельничество - форма добровольного принятия, кроме общих уставных, дополнительных обетов аскеты, например, усиленной молитвы, строгого постничества, безбрачия, молчальничества.
Историю Свято-Преображенского скита поведал мне отец Пантелеимон. Остальные члены братии вежливо, но твёрдо уклонились от свидания с корреспондентом. И верно, не за тем человек уходит от мирских сует, чтобы потом интервью раздавать - у братии и без меня забот в достатке. Спасибо, что отец Пантеленимон согласился на встречу. Конечно, было бы интересно узнать, какие мотивы уводят человека от многошумного мира в отшельничество, что именно подвигает его на множество самоограничений. Но какое у меня право задавать подобные вопросы? Непозволительно лезть в душу, неприлично. Да и получишь ли откровенный ответ? А ложь - кому она нужна? Поэтому я просто слушал повествование отца Пантелеимона.
Корреспондент «Оки-инфо» стал первым светским журналистом побывавшим в первом единственном монастыре Серпуховского района, о существовании которого у нас мало кто знает. А ведёт скит своё начало от 2008 года, появился он с благословления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Тогда так сошлись звёзды, что появился благотворитель. Он подарил монахам восемь гектаров земель, и пять лет они обитали в скиту в повседневных трудах и молитвах. Братство скита состоит из четырёх человек: игумена Кронида (Карева) и иеромонаха Пантелеимона (Королёва), послушников Михаила (Дистанова) и Марка (Судакова). Отец Кронид старший не только по сану, но и по возрасту. Отцу Пантелеимону 35 лет, он - кандидат богословия, диссертацию дописывал и защищал, живя уже в здешнем скиту. Самый молодой из насельников, послушник Марк, обучается в магистратуре Московской Духовной академии.
Вместе с земельным наделом благотворитель выделил средства и в 2010 году был заложен фундамент нового монастыря. Назвать имя благотворителя отец Пантелеимон отказался, сославшись на то, что подлинная благодеятельность не ищет прославления. Да и в том ли суть, кто именно не пожалел денег на славное дело? Главное, оно было начато. С первоначала возник вопрос, каким будет монастырское здание. Найти хорошего проектировщика для такого тонкого дела по нынешним временам оказалось непросто, и не мудрствуя лукаво, было решено взять за образец монастырь Ставроникита, что на Афоне, Святой горе.
Для тех, кто не в курсе, сообщаю: Афон - название горы на севере Греции. Для православных всего мира - одно из главных святых мест, почитаемое как земной Удел Богородицы. Здесь, собственно, и зародилось православное монашество. Одним из самых известных обычаев монашеской горы Афон является запрет на въезд женщинам. Этот запрет берёт начало от устроителя монашеской жизни преподобного Антония Великого, предписывавшего: «Не позволяй, чтобы к тебе приближалась женщина, и не допускай, чтобы она ступала в твоё жилище, так как вслед за ней идёт гнев». А Ставроникита - один из двадцати афонских монастырей, не самый большой. Он был основан в Х веке, храм же его, кафоликон, построен в XVI веке и украшен фресками Феофана Критского. Вот, по этим греческим, классическим, образцам и создавался на серпуховской земле Свято-Преображенский монастырь. Только в нынешнем варианте келейный корпус объединён с храмом в единое целое, что на мой взгляд нисколько не вредит облику знания. Кстати, Кронид и Пантелеимон - имена тоже сугубо греческого происхождения.
В целом же, надо сказать, обитель производит сильное впечатление. Видно, что сделано всё капитально, что называется, на века. Полы мраморные или наилучшего ламината, мебель дубовая, резная, деревянные перила покрыты тёмным лаком, залы и коридоры просторные, светлые. В коридоры выходят двери восьми келий, четыре из которых ждут своих насельников, и трёх гостевых комнат. Всего же одновременно здесь могут жить до двадцати человек. Если кто-то думает, что келья, это - тесный мрачный закуток, то он сильно ошибается. Может, где-то есть и такие, но здешняя келья выглядит как прекрасно отделанный, отнюдь не тесный, гостиничный номер - с кроватью, шкафом, письменным столом и всеми необходимыми удобствами.
А вот разглядеть в деталях монастырский храм мне не удалось - всё его внутреннее пространство оказалось занято сложной системой лесов. На них трудилась группа иконописцев из Троице-Сергиевой лавры, которые покрывают стены фресками - почти точными копиями тех, что на Афоне, в Ставрониките. Молодые художники работают под руководством одного из лучших иконописцев России, преподавателя иконописи Московской духовной академии Александра Солдатова. Судя по всему, благотворитель - перфекционист. Как там Чкалов заявлял? «Если быть, то быть лучшим». Вот так и здесь.
Конечно, живём мы в ХХI веке, поэтому монахи свободно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, Интернетом, у монастыря есть свой сайт. Но от века монастырь - величина автономная и самодостаточная. Да, сюда подведена электролиния, но вода - из собственной скважины, и для отопления и обеспечения бытовых нужд имеется подземный газогольдер. Рядом с трапезной находится обширная, хорошо оснащённая кухня, монахи здесь даже свой хлеб пекут. Гостеприимные хозяева угостили меня и чаем, и хлебом и вареньем. Ох, и вкусен же здешний хлеб! Отец Паентелеимон пояснил, что готовят его особым образом, на закваске. Здесь же, в трапезной, питается и братия, и художники, и готовят на всю компанию монахи по очереди. А вот рабочие, что трудятся над отделкой монастыря, питаются отдельно - потому что мясо потребляют.
Режим жизнедеятельности монахов отличается от обычного. Как заметил отец Пантелеимон, монастырь должен жить богослужебной жизнью. И утро начинается здесь со службы - до восхода Солнца, часа в четыре по полуночи. Богослужения длятся долго, по нескольку часов подряд, потому в монастырских храмах устроены стасидии, персональные молельные ячейки, специальные кресла с высокими спинками и подлокотниками. Стасидий позволяет во время молитвы либо опираться на него, либо присаживаться на откидное сиденье. Вторая служба - вечерняя, и часов в девять вечера братия отходит ко сну.
Время между молитвами и трапезами занято многочисленными хозяйственными заботами, а также научными изысканиями. Монастырская братия изучает и восстанавливает старинные тексты, делает переводы с греческого и занимается издательскими делами. Издаются брошюры для гостей, переведён с греческого и отредактирован семисотстраничный сборник историй об афонских монахах ХХ века «Новый афонский патерик». Первый из трёх томов уже издан пятитысячным тиражом. А ещё издана обширная кулинарная книга афонского монастыря Кутлумуш: более 140 оригинальных рецептов постной и праздничной кухни монахов Святой Афонской Горы. Ах, что за рецепты! Рыба с соусом по-святогорски, суп с креветками, перцы, фаршированные сыром - голова кругом идёт. При такой диете никакого мяса не захочешь.
Свято-Преображенский монастырь растёт и развивается: благоустраивается территория, рядом с корпусом установлена звонница, готовится строительство корпуса мастерских и гаража. Имея в виду завершение росписи храма, я наивно спросил отца Пантелеимона, когда же откроется монастырь. Иеромонах кротко улыбнулся: «А он уже открыт». Действительно, монастырь не рабочее общежитие - построили, заселили чохом… Монастырь - живой организм, он постоянно совершенствуется, и нет конца этому пути.
В заключение хочу особо отметить, что скит - не цирковой аттракцион, а место монашеского уединения. Праздношатающимся тут делать нечего. Кроме того, здесь, в Свято-Преображенском скиту, как и в греческих монастырях, действует аватон - на богослужения не допускаются женщины. Прошу самых любознательных иметь это обстоятельство в виду. На праздничные богослужения, по словам отца Пантелеимона, иной раз собирается до пятидесяти гостей. Но посетить это уникальное место можно только по предварительной договорённости, для чего следует позвонить по телефону 75-82-28 с 10.00 до 14.00. Вам может ответить дежурный брат. Кроме того, не забывайте, что гостевых место всего двенадцать, так что вполне возможно вам придётся какое-то время подождать. Наберитесь терпения и - не пожалеете.
12 декабря 2014
Социальные комментарии Cackle
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ