Странный шум за сценой

Гортеатр отметил десятый день рождения премьерным спектаклем о... себе
«Мы соскучились!» - такими словами завсегдатаи серпуховского музыкально-драматического театра, пришедшие на премьеру после летнего перерыва, приветствовали друг друга, работников театра, его директора Игоря Шестуна. Всеобщее ожидание чего-то новенького, яркого, праздничного висело в воздухе... Ещё бы, ведь сегодняшний спектакль - комедия по пьесе британского драматурга Марка Фрейна «Шум за сценой» - был анонсирован как самый масштабный в плане сценического оформления за все годы существования театра. Кроме того, любопытство рождала и сама пьеса - вещь известная, почти классическая. Столь роскошную премьеру театр приурочил к своему юбилею - ровно десять лет назад после продолжительного периода застоя здесь возобновилась театральная жизнь. Была, наконец, набрана профессиональная труппа, руководить которой доверили сахалинскому режиссёру Павлу Цепенюку. С тех пор утекло много воды, театр пережил несколько кризисных моментов, был на грани закрытия, боролся за выживание. Но Павел Аркадьевич по-прежнему стоит у руля театральной машины, да и костяк той самой первой труппы прижился на здешних подмостках.
Полный зал - обычная картина в последние несколько лет. Давно уже нет нужды приводить в театр студентов и пенсионеров, чтобы как-то скрасить пустоту партера, люди заранее пекутся о билетах, а многие даже приезжают на спектакли из соседних городов.
А вот и легендарная декорация - фойе богатого дома с двумя широкими лестницами и галереей второго этажа. Надежда Щербакова в уже знакомом зрителю амплуа энергичной сердобольной домоправительницы толкует с кем-то по телефону, попутно бормоча под нос что-то про сардины. Монолог прерывает недовольный голос из глубины зала: «Вы оставляете сардины, а трубку кладёте на место!». С первого ряда амфитеатра поднимается Сергей Кирюшкин. Сегодня он, режиссёр Ллойд Даллас - царь и бог этого небольшого провинциального театра, ставящего, очевидно, отвратительную комедию с горсткой горе-актёров.
Марк Фрейн написал удивительную пьесу о театре - очень лёгкую и беззаботную, но при этом не оставляющую впечатления пустоты, безумно ироничную - но совсем не нравоучительную, гротескную, но позволяющую актёрам от души поиграть.
Вообще, слово «игра» - первое, что приходит на ум при мысли об этой постановке. Спектакль-конструктор, спектакль-перевёртыш, где зритель видит картинку то с одного, то с другого бока. Первый акт - генеральный прогон убогой пьесы. В трупе - сплошь неординарные личности. Режиссер - столичная «шишка» орёт, психует и разводит демагогию (как сказал один из актёров, «Режиссёр, кажется, переигрывает!»), прима строит ему глазки и постоянно теряет контактные линзы, помощница режиссёра привычно собирает все «шишки», молча кивая, пожилая невротичная актриса охмуряет очередного молодого подкаблучника, а чересчур рефлексирующий актёр переживает из-за ухода жены. Работник сцены, не отдыхавший двое суток, спит на ходу, но всех, к счастью, немного поддерживает и уравновешивает флегматичная и бесконечно сострадающая коллега. Ах да, есть ещё старый актёр, но никто не знает, где он пропадает на этот раз - просто спит в уголочке или «опять начал!». Та комедия, которую все эти люди разыгрывают в жизни, куда увлекательней сомнительной пьески, которую они пытаются воплотить на сцене.
Второй акт - самая смешная часть пьесы. Занавес открывается - мы видим ту же декорацию, но перевёрнутую на 180 градусов. Теперь мы - за кулисами. Боже, что тут творится! Безумные сцены ревности и мести, поиски примирения, охота за спиртным, ляпы, нелепые казусы - и всё это полушёпотом, на цыпочках, чтобы не разрушить магию по ту сторону декорации. Если первый акт зал смотрел с некоторым недоверием, «въезжал» в тему, то во втором люди хохотали без перерыва. Юмор радовал амплитудой от приколов вроде связанных между собой шнурков до вполне литературных шуток. Например, когда перед началом спектакля в результате путаницы в зал дают несколько противоречащих друг другу объявлений о начале, Ллойд врывается за кулисы со словами:
- Это дневной спектакль! В зале пожилые люди. Они слышат, что осталось три минуты - и все вместе бегут в туалет. Потом слышат что одна - устремляются обратно! Мы не понимаем, что нам делать!
Спектакль получился нетипично продолжительным - целых три акта, два антракта. В перерывах зрители оживлённо делились мнениями.
- Актёры сегодня, по-моему, в прекрасной форме! - отозвалась завзятая театралка Ольга. - В прямом и переносном смысле. Как они носятся по этим лестницам! Надеюсь, там всё надёжно приварено... Из «старой гвардии» по-новому раскрылся Рамиль Азимов, возрастная роль и этот грим с бородой ему очень идут!
- А я сегодня присматриваюсь к Родиону Баулину, который играет Гарри, - присоединилась подруга Ольги Татьяна. - Первый раз вижу его в большой роли, очень необычный актёр со своим обаянием. Ну Надюша Щербакова - восторг, что и говорить. А вот Танечки Чуриковой хочется побольше, у неё сегодня роль почти без слов... Хотя мне кажется, что она ещё «выстрелит»...
Про третий акт предпочту промолчать - пусть останется хоть какая-то интрига. Тем более, что совсем скоро - уже в эту субботу - «Шум за сценой» сыграют вновь. Войдёт ли этот эксцентричный и стильный спектакль в число зрительских «любимчиков» - покажет время. Всё-таки наш зритель слишком любит драматические коллизии в духе мексиканских сериалов, над которыми новая постановка беззлобно подтрунивает... Но то, что своим появлением «Шум за сценой» ознаменовал новый, более зрелый период в жизни театра - очевидно уже сейчас.
03 октября 2015
Социальные комментарии Cackle


ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ