Растроение личности

Новый спектакль «Выпьем за Колумба» заставил публику задуматься
Очень приятно и легко воспринимать в искусстве те вещи, в которых всё разложено по полочкам. Вот это - положительный герой, вот это - так себе, здесь есть проблема, но она худо-бедно разрешается, после чего можно порадоваться или посочувствовать. Гораздо сложнее, когда автор предлагает зрителю самому решить, кто тут заслуживает уважения, а кто - слова доброго не стоит, в чём причина всех неприятностей, кому сочувствовать, а кого - обвинять, и что вообще всё это значит.
Стоит ли уточнять, что спектакль «Выпьем за Колумба», созданный как раз по второй модели, вызвал у зрителей неоднозначную реакцию. Многие выходили из зала, мысленно «почёсывая затылок»: вроде бы два с лишним часа с интересом следили за развитием вполне внятной и даже захватывающей истории, но в финале осталось чувство, будто что-то упустили.
Успокоим сомневающихся: с вами всё в порядке. Просто «Выпьем за Колумба» драматурга Леонида Жуховицкого не даёт готовых ответов на открытой ладони. Здесь все по-своему правы и все виноваты...
Это история о трёх институтских друзьях - Лёше, Борисе и Петре - работающих под крышей одного НИИ. Казалось, вчера они обмывали диплом и поднимали гранёные рюмки, каждый за своё: один - за первооткрывателя Колумба, другой - за испанскую королеву, организовавшую экспедицию, третий - за испанский народ. Прошло пять лет - и противоречия, наметившиеся в этом коллективном тосте, стали очевидны.
Роль Алексея - эксцентричного, грубоватого, самовлюбленного научного гения - исполнил Рамиль Азимов, и надо признать, это новое амплуа подошло ему, часто играющему простаков, как родное. Образ патологически честного и прямого Бориса, не способного на компромиссы, воплотил на сцене неувядающий Дмитрий Глухов. Пожалуй, это единственный актёр из троицы, который вполне органично смотрелся в прологе, где героям по 25 лет. Ну а наиболее сложную партию Петра - прагматичного и артистичного управленца, взял на себя Михаил Диамент. Ему не впервой играть «великих комбинаторов» - вспомнить хотя бы роль Болингброка в «Стакане воды».
Итак, Алексей химичит, рычит на всех, шлёпает лаборанток по мягкому месту и покрывает сцену слоями смятых листов с формулами. Пётр бегает в мыле и не знает уже, какую комбинацию разыграть, ведь институт закрывают, а он как директор показал свою несостоятельность. Борис с невозмутимым лицом гнёт свою линию, не упуская ни единого случая указать товарищам на их ошибки.
Интересно? Пожалуй. Но чего-то не хватает... Правильно, женщины! И она появляется почти сразу, срывая щедрые аплодисменты. Всё-таки перевоплощение - безотказный приём, а в данном случае для постоянных зрителей театра перевоплощение Анастасии Собиной было настолько неожиданным, что не все узнали актрису. Причём это был не просто маскарад (хотя гримёр с костюмером по максимуму закамуфлировали Настину фигуру и лицо), а яркая комедийная игра.
- Почему ты именно меня выбрал, чтоб уколы свои делать? - неподражаемо шепелявя, кокетливо, выведывает Галя у своего кумира - странноватого доктора, который взялся тестировать на ней новое лекарство.
- Правду хочешь? - отрывается гений от своих конспектов. - Потому что ты... урод.
- Знаешь что! Ты и сам, между прочим, не Апполон, - после секундного шока находится уже давно и фатально влюблённая героиня. - Вот себе бы и делал свои уколы!
А потом уколы начинают действовать, постепенно освобождая Галю от уродливых накладок. Сцена окончательного преображения с откровенным танцем в бикини подана эффектно и целомудренно - в свете вспыхивающих и вновь гаснущих софитов. Антракт. Зритель в приятном предвкушении. Очевидно, любовь неизбежна? А может, это будет даже любовный треугольник, или того хлеще - квадрат...
Как бы не так! Во втором действии Жуховицкий с циничной улыбочкой одну за другой мнёт надежды зрителей, как герой Азимова - свои наброски. Мечтали увидеть Галю красавицей-победительницей? Вы ещё взвоете от этого зрелища и будете скучать по тому чуду в тёплой кофте, которое было сначала.
Ждали торжества науки? А гений глушит водку, потому что успех обернулся против него самого. Рассчитывали увидеть, как трое друзей, отбросив обиды и претензии, встанут на одну сторону, поддержат друг друга, подставят пресловутое плечо?
А не хотите ли понаблюдать, как двое из них чуть не придушат третьего? Нет, смерти никто не желал, просто раздражение хлынуло через край, требуя действия... И всё-равно что-то держало их вместе. Словно три сущности одного человека, эгоистичный гений, наивный правдоруб и артистичный приспособленец нуждались друг в друге более, чем сами могли подумать. Потому что правда без вдохновения - скучна, а вдохновение без твёрдой почвы - безумно. И прагматизм без порядочности - мерзок. Поэтому, вероятно, в самом финале, они, утомившись от страстей, на грани полного краха, снова пьют на троих: Алексей - за гениального мореплавателя, Пётр - за умного стратега, Борис - за труженика, рассказавшего людям правду и умершего в нищете. За Колумба!
19 декабря 2015
Социальные комментарии Cackle


ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ