Дидюля: «Я бы отправил пару произведений на Сатурн»
Концерта из списка самых эксцентричных на серпуховской сцене
Тот, кто никогда не был на концертах всемирно известной инструментальной группы «ДиДюЛя» и не видел её выступлений в видеозаписи, вряд ли сможет в полной мере представить музыкальное безумие, которое творилось накануне в гортеатре. Инструментальная музыка обычно ассоциируется у нас с чем-то задумчивым, строгим, изысканным. Да и гитарные композиции основателя и лидера группы Валерия Дидюли, - нежные, эстетские, словно «кружевные» - ничего эдакого не предвещали.
Однако «эдакое» случилось: концерт Дидюли точно в списке самых эксцентричных представлений на серпуховской сцене. Впрочем, как я поняла, выступление Дидюли - это такое явление, в которое сначала просто необходимо «въехать». Пока вхождения в эстетику не произошло, мозг плавится от вопросов: «Почему он всё время пританцовывает, скачет по сцене и играет лицом?». «Зачем у музыкантов такие странные, почти клоунские костюмы?». «Почему все на сцене делают вид, что шутят и общаются между собой по ходу мелодии, подмигивают, хлопают друг друга по плечу?», «К чему Дидюля с таким пафосом посылает в зал воздушные поцелуи?». Но пока ты раздражённо размышляешь над этим, пытаясь принять, музыка незаметно берёт тебя за руку и ведёт - в эту эстетику, в это настроение, в другие страны и времена. И вот раздражение и непонимание сменяются какой-то безотчетной радостью, сопереживанием, чувством причастности. И уже думаешь: «Как скучно было на других, более консервативных концертах. Какие они милые, странные, ни на кого не похожие...». Именно - они, потому что, хоть коллектив и носит имя Дидюли, состоит он из отдельных ярких индивидуальностей. Это и блистательный перкуссионист, чьё артистическое обаяние на сцене порой затмевало оригинальную харизму самого Дидюли. Это и серьёзный, сдержанный клавишник, выдавший соло, возможно, одну из самых глубоких вещей на концерте. И бас-гитарист, и ударник, и духовик - всего их было семь, а инструментов - гораздо больше. Ну, а в центре этого ансамбля была, разумеется, акустическая гитара Дидюли. На сцене их стояло штук пять, в ряд, и для каждой композиции музыкант выбирал новую. Сначала гитара казалась слишком большой и какой-то чересчур правильной для такого странного, беспокойного, подвижного как ртуть артиста. Но он начинал играть - и становился с гитарой одним целым.
«Они на птиц каких-то похожи, экзотических» - услышала я в фойе после концерта. Пожалуй, такое сравнение могли привести лишь поклонники Дидюли. Зал в этот вечер вообще был необычным. Очень сдержанный, интеллигентный до и после концерта (антракта не было, хоть выступление длилось более двух часов), во время звучания музыки он становился отзывчивым, тёплым, невероятно щедрым на эмоции. Цветов было немного, зато один молодой почитатель творчества по имени Ярослав преподнёс Дидюле огромный портрет, написанный акриловыми красками.
После концерта Дидюля (только так, без привычного имени-отчества, попросил называть его директор) ответил на вопросы журналистов. Для передышки музыканту потребовалось всего минут десять - удивительно после такой-то самоотдачи на сцене. В свете ранее увиденного от Дидюли и на интервью ожидали эксцентрики. Оказалось - напрасно. Музыкант был вежлив, собран и слегка отстранён. «Безуминка» во взгляде сменилась спокойствием. Речь лилась без малейшего напряжения, выдавая неординарный интеллект нашего собеседника.
- Как вам сегодняшний зал?
- Хороший зал, тёплый, приятная атмосфера. Мы здесь уже не в первый раз, и всегда рады повстречаться нашими друзьями. Ведь зрители - это наши друзья. Контакт с залом удалось наладить быстро, благо, музыка этому способствует. Мы нашу музыку очень любим и она нас любит. С такой музыкой можно налаживать контакт в любой точке земного шара.
- За вами на сцене очень интересно наблюдать. Вся эта экспрессия - часть работы с залом или вы действительно так переживаете собственную музыку?
- Музыка сама подкидывает много энергии, красок, диктует, где, что и как надо делать. Шикарный живой звук, совершенно комфортная атмосфера, которой мы добиваемся благодаря длительным саунд-чекам, подготовке, - всё это позволяет получать истинное удовольствие во время концерта. Собственно, это моё естественное ощущение на сцене и в музыке вообще. Через движение, через какие-то ужимки, пластику свою своеобразную, через какую-то физиологию я получаю дополнительное удовольствие от музыки, от звука.
- То есть, это происходит непроизвольно?
- Абсолютно. Если б вы были на нашем концерте 14 лет назад, когда мы впервые стали выступать в Москве, вы б увидели всё то же самое: те же движения, такие же ботинки безумные, ту же одежду... всю такую неоднозначную... Но это ощущение свободы диктует музыка. Это не какая-то моя заумь и фантазии. Кому-то не нравится. Порой мне говорят: «Мы приходим на ваш концерт, закрываем глаза и просто слушаем живой звук. Потому что вот это всё... Мы не готовы!». Мы понимаем эту позицию. Есть люди, которые академично воспринимают инструментальную музыку. Их мы, может быть, чем-то шокируем. Не страшно, нормально. Всё равно, дружба есть.
- Но у вас было и несколько аскетично оформленных композиций...
- Да! Вот видите, вы всё заметили. Там было разное. И статичное, и фееричное. Всё очень разнообразно, как и наше творчество, которое нас держит уже очень-очень много лет. Я счастлив этим мелодиям, счастлив тем, что могу их передавать. Вообще, считаю себя осликом, который везёт тележку под названием «музыка». Она опустилась откуда-то, какие-то вещи находятся за гранью слов и сказать нельзя, откуда эти мелодии.
- А как, в каких условиях вы создаёте музыку?
- По-разному. Иногда бывает очень комфортная обстановка: в студии, вальяжно, попивая чаёк, размышляя...
Тут к нам подошли две глубоко пожилые дамы. Одна из них попросила подписать фото с серпуховского концерта двухлетней давности и осведомилась, не собираются ли музыканты в Петропавловск-Камчатский. Другая прочувствованно сказала: «Сколько я была на концертах - никого так не встречали и ни у кого не было такой атмосферы!»
- Музыка по-разному пишется, - продолжил Дидюля, как будто и не было этого лирического отступления. - Иногда мучительно, трудно, годами. Иногда за день - за два можно создать произведение от идеи до финала. Иногда это работа с группой, иногда я сам единолично, эгоистично рулю, контролирую процесс. Всё очень по-разному. Моя задача быть чувствительным и с этой струны не слететь, не отвлечься на посторонние вещи.
- Ну, а если, грубо говоря, в машине едете - и вдруг!..
- Если в машине еду, можно на обочине остановить и на диктофон напеть что-то. Иногда во сне приходят мелодии, и очень хорошо, что есть все современные средства, позволяющие намурлыкать, наиграть - и зафиксировать музыку. Я иногда даже видеокамеру включаю и играю, потому что аппликатура бывает очень непривычная для пальцев, её тоже хочется запомнить. Но чаще на слух. Процесс совершенно непредсказуемый, никакой формулы нет, всё спонтанно. И это держит в напряжении, и удивляет.
- Как поддерживаете форму? Какой-то спецуход за руками нужен?
- Нужен, конечно. Нужен и спорт, и гимнастика, и активный образ жизни. Много существует разных находок и технологий, тело требует особого внимания, и ухода, и заботы. Причём у каждого музыканта свои «слабые места». Если мы играем в год порядка 150 концертов, представьте, какие это нагрузки. Прибавьте сюда ещё смену часовых поясов, переезды, перелёты и прочее... Так что, определённая йога, душевная и физическая, должна быть. А ещё важно ловить энергетические потоки. Зрители дарят - я беру, потом возвращаю. Потом, есть так называемые «места силы», где мы с музыкантами бываем. Это и Камчатка, и Белоруссия - моя родная, и Урал, и Байкал - да масса их. Попадаешь в такие места и чувствуешь, что они очень сильно энергетически напитаны. Подойдёшь к дереву, обнимешь, возьмёшь у него энергию. Всё это лично мне очень помогает быть в форме.
- Однако, прошёл слух, что вы собираетесь переезжать жить в США?
- Жить... Ну нет. А приезжать, бывать, дарить наше творчество, покупать инструменты, студийное оборудование, экспериментировать - это да. Америка - интересная страна, где музыкальная индустрия шагнула вперёд, там есть чему поучиться, много всевозможных интересных опытов, которые было бы неплохо перенять и нам. Но переезжать жить - точно нет. Россия - прекрасная страна, здесь не скучно, здесь удивительно, здесь уникальный народ, зрители. Здесь мы начали свой творческий путь, поэтому по энергетике, по силе с этим местом на земном шаре ничто не сравнится. Более того, у России великая миссия страны, которая помогает цивилизации не загнуться и не упасть в пропасть. Вот вам говорю это совершенно чётко. Пафосно, да? Большими слогами. Но это на самом деле так.
- Вы не раз говорили, что ваша музыка рассчитана на будущее...
- Да, я так считаю.
- В таком случае, вы - идеалист. Вам действительно кажется, что человечество идёт по пути развития?
- У человечества и цивилизации есть много ложных путей. Часть человечества, не самая большая, прогрессирует. Эти люди понимают, куда движется цивилизация, и пытается своим трудом её как-то спасти. Мы к таким относимся, однозначно. А в целом, конечно... Масс-медиа, образ жизни, медицина, фармацевтика, финансовые, политические системы - вот это движет человечество к пропасти. Но музыка спасает, и мне ничего не остаётся, как верить в хорошее, в светлое. Я этим и занимаюсь, собственно. Я со сцены говорю лишний раз, что мир - удивительно красивая загадка, и спасение всё-таки есть. Музыка. Когда человечество лет сорок назад отправило в открытый космос космический аппарат, который должен был выйти за пределы Солнечной системы, долго думали, что такое в него вложить, чтобы, в случае встречи с внеземным разумом, эта «посылка» рассказала бы о землянах. Решили записать музыку. Классику - Баха, Бетховена... Ведь это в целом характеризует смысл нашей цивилизации.
- Может быть, когда-нибудь и вашу музыку отправят в космос?
- Думал об этом. Было бы прикольно. Одно-два произведеньица куда-нибудь на Сатурн...
10 октября 2014
Социальные комментарии Cackle
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ