Вход через хозяйку
Пьесу о женском одиночестве и превратностях любви публика встретила восторженно
Знаете этот старый, кажется, одесский каламбур: «Сдаётся комната одинокому мужчине. Вход через хозяйку»? На его основе популярный советский драматург Эмиль Брагинский, кстати, автор легендарных сценариев к «Служебному роману» и «Иронии судьбы», создал довольно неоднозначную, но, безусловно, любопытную пьесу о том, как несчастны порой бывают шикарные женщины - «Сдаётся комната одинокому мужчине»
Когда в гортеатре взялись за эту вещь Брагинского, никто, кажется не ждал особого откровения. Ни сногсшибательных декораций, как это было в недавнем «Шуме за сценой», ни каких-то необычных режиссерских ходов, которыми могла похвастаться, например, «Комедия ошибок», пьеса не предвещала. Кроме того, по ходу действия должно было звучать много ретро-песен, что само по себе настораживает. Конечно, актеры в театре поющие, но музыкальный спектакль - вообще архисложный жанр. Да тут к искусству ещё подмешались неурядицы чисто житейские - театру резко урезали финансирование, в результате чего актёры остались без зарплаты. Беда не приходит одна, и буквально за неделю до премьеры серьёзно заболела прима театра Ольга Синельникова, пришлось спектакль переносить...
Что же из всего этого вышло? - спросите вы. Одна из самых гармоничных, трогательных и весёлых одновременно постановок театра за последние годы. И, пожалуй, самый удачный и созвучный зрителю музыкальный спектакль за всё время существования труппы.
Чем же он так хорош? Во-первых, атмосферой золотых 70-х. Это и потрясающие наряды с оборками и басками, которые героини меняют минимум по три раза за спектакль, и сложные прически, и интерьер преуспевающей советской конторы, где в толстой папке «Дело» вполне может оказаться бутылка хорошего коньяка. Сценографическое решение талантливой художницы Анастасии Даниловой отсылает фантазию как раз к кинохиту Эльдара Рязанова про «нашу мымру». Но в нашем случае мымр нет - сплошь очаровательные женщины разных возрастов с разными судьбами. Одна - Татьяна Чурикова - степенная и ироничная мать троих взрослых сыновей, бабушка маленькой внучки. Другая - Ольга Синельникова - сногсшибательная кокетка, состоящая в давних и близких отношениях с собственным пожилым начальником. Третья - Екатерина Гвоздева - «бодрячок», «зажигалка» с недюжинным служебным рвением и неким полумифическим кавалером Костей из Латвии, которого никто никогда не видел. Что их объединяет? Работа в конторе цветочной компании и неуёмная страсть к пению.
Вообще, это очень опасный приём - когда герои, говорившие по-человечески, вдруг, ни с того ни с сего начинают петь. Режиссер Павел Цепенюк переход от слов к пению акцентировал ещё сильне, вручив каждому поющему большой ручной микрофон. То есть, героини болтают о жизни у себя в конторе, потом одна предлагает: «Девчонки, а давайте споём», все берут в руки микрофоны, выходят на авансцену - и мастерски исполняют подзабытый шлягер. Пожалуй, иначе как волшебством это не назовёшь, и приём сработал на 100 процентов. Каждая музыкальная вставка, начиная с энергичной комсомольской «Ребята 70-й широты», и заканчивая восхитительным цыганским романсом «Снова слышу голос твой», была на своём месте, оправдана и уместна. Между прочим, Цепенюк заменил композиции, предложенные Брагинским на те, которые сам счёл нужным, и добился несомненного успеха. Например, конторская пирушка с коньячком под знаменитое «Ололо» заставила блаженно улыбаться ползала.
Песнями достоинства спектакля не исчерпываются. В нём очень много юмора, причём такого, который сейчас редко услышишь в театре. «С начальником называется не роман, а связь», - учит героиня Синельниковой младшую коллегу. «Не работать на работе - это у нас пожалуйста, а вот ходить-то надо», - рассуждает тот самый начальник в исполнении Алексея Дудко. «Но ведь даром - это, в конечном счёте, всегда выходит дороже», - справедливо насторожен «герой-любовник» Михаил Диамент. «Дома я королева! Хочу - подметаю, хочу - посуду мою», - хохмит многодетная мать Таня Чурикова. Афоризмы, каламбуры, приколы рассыпаны по тексту щедрой рукой, причём все не пошлые, ёмкие, запоминающиеся. Актёрам и самим наверняка приятно работать с таким материалом. Хотя, что там гадать - это было видно, роли «сели» на ребят как влитые.
Из непривычного хочется отметить Алексея Дудко в роли убелённого сединами, не очень счастливого человека. После череды фриковатых, как сейчас говорят, персонажей, сыгранных Лёшей в последние годы, этот образ воспринимался особенно свежо и остро.
Сложная задача была у Михаила Диамента. Кто его герой - жертва или приспособленец, страстный человек или простой волокита - каждый зритель решал для себя сам, потому что Михаил играл на полутонах, умудряясь быть в одной сцене и отталкивающим, и симпатичным. Странный это всё-таки народ - мужчины, которые целуют одних, а мечтают о других. Ну и конечно, было бы преступлением не отметить исполнительницу небольшой, но важной роли пожилой тёти главной героини Людмилу Капелько. Эта циничная, но справедливая дама с вечной папироской в зубах изрекла ближе к невесёлому финалу самую главную фразу пьесы: «Жить и не совершать глупостей - и есть самая большая глупость».
Ну а для поклонников Гортеатра было бы если и не глупостью, то большим упущением не сходить на очередной показ этого обаятельного, согревающего спектакля, тем более, что состоится он совсем скоро, уже в эту субботу.
21 ноября 2015
Социальные комментарии Cackle
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
ЮЖНОГО ПОДМОСКОВЬЯ